Срок вынесения решений по заявлениям и порядок действий при неполучении ответа

Меры ответственности

Чтобы гарантировать гражданам своевременное получение аргументированного ответа, законодатель ввел специальную норму в КоАП РФ. По ст. 5.59 КоАП РФ назначаются санкции по следующим правилам:

  • ответственность наступает не только за нарушение срока рассмотрения обращений, но и за иное несоблюдение порядка, в том числе направление отписок или необоснованного отказа в предоставлении информации;
  • наказание назначается должностным лицам ведомств и учреждений, наделенных публичными функциями;
  • за каждый факт нарушения штраф составит от 5 до 10 тыс. руб.

По указанной статье грозит наказание и за несвоевременный ответ на обращение, поданное объединением граждан, в том числе юридическими лицами.

Чтобы привлечь виновных лиц к ответственности, необходимо соблюдать следующий алгоритм действий:

  • регламентированный срок на предоставление ответа отсчитывается с даты регистрации устного, письменного или электронного обращения, поэтому при просрочке даже на 1 день можно подавать жалобу на неправомерные действия чиновника;
  • пожаловаться на нарушение срока можно вышестоящему должностному лицу, однако для привлечения к административной ответственности необходимо обращаться в прокуратуру;
  • должностные лица прокуратуры должны провести проверку по существу, т.е. запросить официальные данные о дате регистрации обращения гражданина и сроке ответа;
  • если для соблюдения срока была направлена формальная отписка, т.е. без ответа по существу поставленных вопросов, ответственность также будет наступать по ст. 5.59 КоАП РФ;
  • если нарушение срока подтвердилось в ходе проверки, составляется административный протокол;
  • протокол и доказательства совершения проступка направляются в суд для разбирательства дела по существу.

Рассматривать дела, связанные с нарушением порядка рассмотрения обращений, вправе только суд. При этом, даже наложение административного штрафа не устраняет обязанности дать ответ на поставленные вопросы.
Читайте: Дисциплинарные взыскания, их виды и порядок применения

Принудительное исполнение санкции происходит через приставов, которые могут удержать сумму штрафа с заработка должностного лица.

Помимо административного наказания, виновным должностным лицам могут грозить и дисциплинарные меры воздействия. Так как надлежащая работа с обращениями граждан входит в должностные и функциональные обязанности чиновников, они могут получить замечание, выговор. При повторных нарушениях указанного порядка может применяться наиболее строгая мера дисциплинарного воздействия – увольнение по требованию работодателя. Также факты административных проступков могут стать препятствием для повышения по государственной или муниципальной службе.

Избежать наказания по ст. 5.59 КоАП РФ чиновник сможет только в следующих случаях:

  • если заблаговременно уведомил заявителя о продлении срока проверки еще на 30 дней (надлежащим уведомлением будет направление его по почте, либо через официальный онлайн-сервис);
  • если на учреждение, в котором работает должностное лицо, не возложены публичные функции;
  • если чиновник был не уполномочен на рассмотрение заявлений граждан по своим функциональным обязанностям (в этом случае наказание понесет руководитель, нарушивший порядок распределения обращений в своем учреждении).

В отдельных случаях заявления и обращения граждан могут оставаться без рассмотрения по существу (например, если запрашиваются сведения, охраняемые государственной или иной тайной). Однако и в этих ситуациях заявителю должно быть направлено уведомление с указанием причин, почему на его обращение не последует аргументированный ответ. Нарушение этого правила также повлечет администратвиные санкции по ст. 5.39 КоАП РФ.

Как долго рассматривается заявление на отпуск?

Большинство работников с огромным нетерпением ждут положенного им отпуска. Это время, как правило, должно быть согласовано заранее, но перед получением оплачиваемого свободного времени сотрудник обязан написать заявление.

Конкретных сроков рассмотрения документа нет, так как между начальством и его подчиненными все оговаривается заранее. График отпусков составляется в определенное время, к примеру, в начале года, и с ним могут ознакомиться все работники компании. Личная подпись является свидетельством того, что человек получил уведомление о времени своего отпуска и согласен с ним.

http:

Таким образом, если дата выпадает на 1 июля, то начальство должно сообщить работнику о том, что он уходит в отпуск, не позднее 15 июня.

Стоит отметить отпуск по беременности и родам. В данном случае сотрудница обязана написать заявление на предоставление отпуска и выплату соответствующих пособий. Этот документ составляется в произвольной форме и подается работодателю либо бухгалтеру. На рассмотрение таких заявлений закон выделяет 10 календарных дней.

Управляющие организации

Регулирование деятельности компаний в области ЖКХ обеспечивается специальными нормативными актами. В частности, правилами оказания коммунальных услуг от 2006 года, принятыми постановлением Правительства.

Срок ответа на обращение граждан в управляющую компанию предписан в частности, данными правилами. Отрезок времени, данный на решение вопроса, предусмотрен почти для каждого случая.

Например, на передачу информации дается 5 дней, на принятие претензии или отказа в ее рассмотрении – 2 дня с мотивировкой отказа. Длительность рассмотрения претензии не может превышать 20 дней.

Регистрация обращений и порядок передачи

Процедура регистрации обращений и заявлений происходит в канцелярии или приемной, в зависимости от схемы управления учреждения. На титульном листе или первой странице заявления ставится штамп о получении, дата регистрации согласно журналу учета и порядковый номер.

Существует множество видов составления регистрационных номеров:

  • Порядковый номер – 1,2,3 и так далее;
  • Присвоение номера и первой фамилии заявителя – В-1, Б-2, Г-4 и далее по порядку;
  • Номер обращения и тематика – А-1/предоставление жилья, В-2/кадровый отдел и тому подобное.

Перечень открытый и подготавливается с учетом работы каждого конкретного учреждения или предприятия.

Как и куда написать жалобу на следователя

Деятельность следователя связана с расследованием преступлений. Круг обязанностей этого юриста чрезвычайно широкий: он проводит анализ собранной информации, управляет работой оперативных сотрудников, возбуждает уголовное дело и направляет его на рассмотрение в суд. Если действия или бездействия сотрудника органов дознания нарушают ваши права, вы имеете право написать на него жалобу.

Основания для претензий

Наиболее распространенные причины для подачи жалобы на дознавателя включают:

  • Отказ в возбуждении уголовного дела.
  • Прекращение уголовного преследования без основательных причин.
  • Нарушение правил проведения следственных действий.
  • Оскорбление чести и достоинства гражданина.
  • Нарушения порядка задержания граждан.
  • Разглашение информации следствия.
  • Отказ в рассмотрении заявления.
  • Искажение фактов или неправильная трактовка событий.

Также можно жаловаться на следователя в том случае, если он намеренно затягивает процесс расследования.

Кто может жаловаться

Обжаловать действия следователя может любой участник уголовного процесса со стороны обвинения, защиты, а также лица, которое способствуют правосудию, в том числе:

  • Должностные лица прокуратуры, следственного комитета, суда.
  • Потерпевший, обвинитель, истец или их законные представители.
  • Обвиняемый, подозреваемый, ответчик или защитник.
  • Законные представители несовершеннолетних детей, которые участвуют в процессе.
  • Свидетели, понятые.
  • Эксперты, переводчики.

Если гражданин не имеет отношения к рассматриваемому уголовному процессу, оснований для обжалований действий сотрудника органов дознания у него нет.

Действующим законодательством не предусмотрено строгих требований к форме и содержанию жалобы на следователя. Заявителю достаточно придерживаться общих правил делопроизводства:

Лаконично излагать информацию.
Избегать использования экспрессивной лексики.
Обратить достаточное внимание обоснованию претензий, только обращения с неопровержимыми доказательствами будут рассмотрены в пользу заявителя.
Если дознаватель выносил постановления, которые нарушают ваши права, их следует приложить к заявлению.
Потребуется указать, какую законодательную норму следует применить в отношении должностного лица.

Совет юриста! Права и обязанности следователя закреплены в УПК РФ, поэтому в случае возникновения нарушений со стороны исполнительного лица, нужно ссылаться на этот нормативно-правовой документ.

Право граждан на обжалование действий дознавателя закреплено в ст. 123 УПК РФ.

Руководителю следственного органа

Документ необходимо составить в письменной форме и подать лично секретарю или отправить по почте.

В первом случае документу будет присвоен регистрационный номер, поэтому нужно заранее подготовить второй экземпляр заявления, который останется у вас на руках с указанием даты поступления и номера записи в журнале. При направлении жалобы почтой следует отправлять ее ценным письмом с уведомлением о вручении.

Заявление можно писать в свободной форме, однако есть обязательные составляющие, среди которых:

  • Название организации и/или ФИО адресата.
  • ФИО, адрес и телефон заявителя.
  • Суть претензий з детальным описанием действий или бездействий следователя, которые повлекли за собой нарушение ваших прав.
  • Дата и подпись.

При необходимости к заявлению можно приложить документы и материалы по делу либо их копии.

Согласно ст.124 УПК РФ, руководитель следственного органа рассматривает жалобу в течение 3 дней с момента ее поступления. По результатам рассмотрения выносится решение о полном, частичном удовлетворении жалобы или об отказе в ее рассмотрении.

https://youtube.com/watch?v=TyIZFvGoAJI

В исключительных случаях срок рассмотрения подобных заявлений может быть увеличен до 10 дней, однако заявитель должен быть об этом уведомлен. Такие ситуации обычно связаны с необходимостью истребования дополнительных материалов по делу.

Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о принятом решении. Обжаловать принятое руководителем следственного органа решение можно путем обращения в вышестоящий следственный орган.

Центральный аппарат Следственного комитета

Обратиться в центральный аппарат Следственного комитета можно одним из следующих способов:

  • Записаться на прием к руководителю главного управления Следственного комитета.
  • Подать претензию при личном обращении в приемную комитета по адресу: г. Москва, ул. 1-я Фрунзенская, 3а.
  • Направить заявление ценным письмом с уведомлением по адресу для письменных обращений граждан: 105005, г. Москва, Технический переулок, д. 2.

Для обращения граждан предусмотрено также несколько телефонных линий:

Ответственность за нарушение сроков рассмотрения обращений граждан

В Кодексе РФ «Об административных правонарушениях» № 195, в ст. 5.59 говорится от том, что за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан уполномоченными лицами, а конкретно, сроков рассмотрения заявлений, жалоб, на государственные учреждения, организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, возлагается административная ответственность в виде штрафа от 5 до 10 тысяч рублей.

Если должностное лицо неправомерно откажет гражданину или организации в предоставлении ответной информации по его обращению или несвоевременно предоставит эту информацию, тогда ему грозит штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей (согласно ст. 5.39 КоАП).

За нарушение полномочий должностным лицом федерального органа исполнительной власти, сотрудниками МФЦ, работниками гос. учреждений, на которых возложена обязанность предоставлять услуги в области регистрации прав на имущество, что повлекло за собой нарушение установленных сроков рассмотрения обращения, влечет за собой наложение штрафа от 3 до 5 тысяч рублей – на сотрудников федеральных органов исполнительной власти; от 1 до 1,5 тысяч рублей – на работников гос. учреждений, которые предоставляют государственные услуги в сфере регистрации права на имущество и т. п.

За повторное нарушение порядка и сроков рассмотрения заявлений сотрудником федеральной исполнительной власти, ему грозит штраф от 10 до 15 тысяч рублей либо отстранение от работы на срок от 3 до 6 месяцев.

В п. 3 ст. 5.63 КоАП зафиксировано, что за нарушение должностным лицом порядка и сроков рассмотрения жалобы, ему грозит штраф от 20 до 30 тысяч рублей.

Если это же должностное лицо неоднократно подвергалось административному наказанию за это же нарушение, тогда ему грозит наказание в виде штрафа от 30 до 50 тысяч рублей.

Общие правила рассмотрения обращений

Нормы Закона № 59-ФЗ распространяются на обращение в ведомства, осуществляющие публичные функции.

Это означает, что частные компании и отдельные государственные ведомства, не обладающие публичными функциями, вправе применять внутренние инструкции и регламенты для рассмотрения заявлений, жалоб и иных обращений. К публичным ведомствам относятся государственные и муниципальные учреждения, прокуратура, иные уполномоченные инстанции.

Выделим ключевые правила, которые предусмотрены законодателем для работы с обращениями физических лиц:

  • каждое устное или письменное обращение подлежит регистрации, с указанием регистрационного номера и даты получения документа;
  • не подлежат рассмотрению анонимные обращения, а также заявления с вымышленными личными данными гражданина (соответственно, за просрочку ответа по таким заявлениям ответственности не наступает);
  • стандартная продолжительность проверки по заявлению и направления аргументированного ответа не может превышать 30 дней;
  • в исключительных случаях, допускается продление указанного срока еще на 30 дней, однако об этом заявитель должен быть уведомлен надлежащим образом.

Регламент государственных и муниципальных ведомств может предусматривать направление обращений в устной, письменной или электронной форме. Поэтому правило о максимальных сроках рассмотрения будут действовать в одинаковой мере для заявления, поданного лично в уполномоченный орган или по почте, направленного через портал госуслуг или через иной официальный онлайн-сервис.

Разберем, какие санкции грозят лицам, допустившим просрочку при подготовке ответа на заявление гражданина.

Что такое обращение

Такое понятие, как обращение гражданина оговаривается на уровне ФЗ и представляет собой письменный документ, который может быть направлен следующим адресатам:

  • государственный орган;
  • орган местного самоуправления;
  • должностное лицо.

Обращение отправляется уполномоченным лицам, которые имеют определенную власть и могут повлиять на решение проблемы

Цели обращения

Наряду с письменным, существует также и устный формат обращения, который предполагает непосредственное посещение гражданином того или иного органа и общение с его представителями. Как письменные, так и устные обращения могут иметь различную направленность. Так, гражданин может хотеть:

  • предложить какие-либо изменения в текущие законы;
  • сделать заявление на определенную тему;
  • пожаловаться – в том случае, если какое-либо учреждение нарушило его права.

Целью обращения может быть предложения, заявление или жалоба

Таблица 1. Цели обращения

Цель Описание
Предложение Данный вариант обращения оформляется в виде тезиса, имеющего рекомендательный характер. Этот тезис может быть направлен на изменение или дополнение конкретного закона, действий, совершаемых государственными органами или же общему развитию текущих общественных и социальных норм
Заявление Такая форма обращения имеет место в тех ситуациях, когда гражданин просит поддержки со стороны адресата в осуществлении прав, которые обеспечиваются ему Конституцией. Также в заявлении может содержаться информация о превышении своих должностных полномочий лицами, работающими в государственных органах, а также отдельными должностными лицами
Жалоба Обращения в виде жалоб подаются гражданами тогда, когда факт нарушения прав или пренебрежения законными интересами уже произошел. Причем, гражданин имеет право на защиту как своих интересов, так и интересов других лиц, с которыми он так или иначе связан

Решение по заявлению

Как только ваше заявление о совершенном преступлении было зарегистрировано, а вы получили квиток о регистрации, оперативный дежурный полицейской части, куда вы обратились, должен принять незамедлительные меры оперативного реагирования, т.е. выехать на место происшествия, принять меры к установлению лиц, причастных к преступлению, установить обстоятельства и т.д.

По каждому обращению в правоохранительные органы должно быть принято соответствующее решение.

Срок ответа на заявление в полицию – трое суток с момента регистрации. При необходимости, в случае, когда требуется дополнительная проверка, рассмотрение обращения может быть продлено до десяти суток.

По окончанию проверки и установления всех обстоятельств должно быть вынесено одно из следующих постановлений:

  • о возбуждении уголовного дела (ст.146 УПК);
  • об отказе в возбуждении;
  • о передаче материалов проверки в компетентный орган в соответствии со ст.151 УПК. Например, в СК РФ, в прокуратуру и т.д.

Сроки рассмотрения заявления о преступлении в полиции могут продлеваться до 10, а то и 30 суток. По окончанию этого времени выносится решение о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела.

Кстати, о законных основаниях и причинах для отказа в возбуждении дела вы можете узнать в этой статье https://lexconsult.online/8089-na-osnovanii-chego-mogut-otkazat-v-vozbuzhdenii-ugolovnogo-dela

Чтобы тщательно контролировать сроки рассмотрения вашего обращения, при его подаче потратьте несколько минут свободного времени и получите талон-уведомление. Не лишним будет сделать две копии заявления и попросить расписаться на вашем экземпляре лицо, принявшее заявление, а также проставить дату и время.

Подавайте заявления только согласно территориальности – это увеличит скорость рассмотрения обращения, а также оперативность принятого решения. В случае если заявление или сообщение было подано не в соответствии с компетенцией либо же не по территориальности, то оно подлежат передаче в соответствующие подразделение (орган), а о принятом решении уведомляется заявитель, которому также должен быть разъяснен порядок обжалования принятого решения. Подробнее о подсудности уголовных дел мы расскажем здесь

Обращения, не получающие рассмотрения

Не все обращения, поступающие в прокуратуру, будут приняты к рассмотрению работниками этой структуры.

В законе четко прописаны те случаи, когда жалоба будет оставлена без движения:

  1. Закон не допускает возможности вмешательства граждан во внутренние дела правоохранительных органов. Те обращения, по существу которых можно сделать вывод о попытке влияния на работу прокуратуры, вероятнее всего будут оставлены без рассмотрения.
  2. Не получат рассмотрения и жалобы, содержащие ненормативную лексику, угрозы и оскорбления.
  3. Без разрешения также оставляют бессмысленные, нелогичные заявления при наличии у заявителя психического расстройства и признании в связи с этим данного гражданина недееспособным по решению суда.
  4. Не будут рассматриваться жалобы, высланные повторно и не содержащие каких-то новых аргументов и доказательств.
  5. Кроме того, прокуратура не рассматривает анонимные обращения.

Возможны ситуации, когда поступившее заявление не относится к компетенции данной прокуратуры.

В этом случае дело может быть передано вышестоящему прокурору или, наоборот, в нижестоящее подразделение прокуратуры. Так же обращение может быть переадресовано в иные государственные структуры (например, в Управление внутренних дел).

При перенаправлении обращения оно дополняется сопроводительным письмом, а заявитель получает уведомление о том, куда была адресована его жалоба.

Установленные сроки и порядок рассмотрения обращений

Моментом поступления жалобы, обращения или заявления считается дата (в некоторых случаях время), проставленная канцелярией органа власти, учреждения или предприятия, в которое направлен документ.

Основываясь на действие статьи 12 Федерального закона №59, максимально допустимый срок, в течение которого заявителю направляется или выдается нарочно полный и исчерпывающий ответ, составляет 30 календарных дней (включая выходные, праздничные и нерабочие дни).

Исключения в данной норме существуют. Однако они применяются относительно редко и должны носить аргументированный характер. Среди основных выделяют:

  • Рассмотрение не возможно в установленный срок по причине рассмотрения ряда аналогичных обращений и принятия по ним общего решения;
  • Жалоба подана с нарушениями и требуется предоставление дополнительных документов;
  • Для ответа на обращение требуется решение (собрание) коллегиального органа.

Перечень не является закрытым или ограниченным, то есть любая ситуация, осложненная сбором иных доказательств, обращением в другие инстанции требует больших усилий и дополнительного времени.

Государственные органы

Государственные учреждения в полной мере работают в соответствии с установленными законом правилами. И именно за их порядком работы особо наблюдают контролирующие органы, проверяя полноту, достоверность и порядок предоставления сведений по обращениям.

Любые отклонения от правил могут расцениваться как административное правонарушение, которое в дальнейшем повлечет соответствующее наказанию лицу, признанному виновным.

Заявления граждан в суд

Распространение действия Федерального закона №59 никак не касается судебных органов, поскольку они в своей деятельности руководствуются нормами гражданско-процессуального законодательства.

Так, для рассмотрения исков по гражданским вопроса отводится не более двух месяцев. Исключение составляет продление сроков в связи с проведением экспертизы и прочих мероприятий, направленных на получение тех или иных доказательств.

Административные дела по некоторым категориям рассматриваются в пределах одного месяца, а некоторые в течение одних суток. В связи с этим нормы процессуального законодательства имеют наиболее серьезные различные, чем просто периоды рассмотрения. Сюда же включается порядок исследования доказательств, привлечения физических и юридических лиц.

Обращение по факту выдаче решений из архива или других оригиналов из материала дела занимает до пяти рабочих дней с момента визы председателя суда.

Устное обращение в организации

Как говориться в тексте закона, рассмотрению подлежат не только письменные обращения, но и устные. Однако порядок их разрешения несколько отличается. Так, например, существуют приемные часы, во время которых руководители структур или их представителя в день обращения выслушивают заявителя и предлагают им определенный порядок действий, который будет менее длительный и максимально действенный.

Подобные обращения остаются в рамках одного кабинета, однако в исключительных случаях (особенно в государственных структурах и органах местного самоуправления) по окончании переговоров составляется акт, в котором отмечаются проблемные вопросы и предложенные варианты их решения.

Письменные заявления

В некоторых случаях письменные обращения могут рассматриваться менее чем в месячный срок. Законом выделены следующие ситуации:

  • Жалоба на решение органа миграционного контроля подлежит рассмотрению в срок до 20 дней;
  • Жалоба на действия правоохранительных органов должна быть принята к рассмотрению не позднее пяти дней с момента подачи и регистрации в канцелярии.

То есть закон действует как в большую, так и в меньшую сторону, что касается сроков. При этом наказание остается суровым в любом случае.

Может ли заявитель посмотреть материалы проверки

По завершению проверки заявителю предоставляется право ознакомиться с материалами дела.

Для этого необходимо обратиться к прокурору с соответствующим заявлением.

Принимается решение о предоставлении гражданину материалов проверки или о мотивированном отказе. Об этом решении заявитель получает письменное уведомление в течение десяти дней.

Поводом для отказа может стать, к примеру, содержание в документах информации, составляющей государственную тайну.

Жалобы, поступающие в прокуратуру, являются важным элементом контроля выполнения законодательства в стране.

Поэтому информацией о порядке написания заявления должен владеть каждый гражданин.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

Поделиться с друзьями:

Комментарии:

Нормы, подлежащие применению

Часть 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ действительно устанавливает срок рассмотрения обращений граждан 30 дней, однако в указанный срок подлежит рассмотрению «письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией». При этом часть 1 статьи 1 того же Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ устанавливает, что этим законом «регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также — гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления».

Таким образом, 30 дней – это срок рассмотрения обращений граждан в государственные органы и органы местного самоуправления, а вовсе не срок рассмотрения обращений любых лиц к любым другим лицам.

Исполнители жилищно-коммунальных услуг не являются ни государственными органами, ни органами местного самоуправления, и на их отношения с потребителями Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ не распространяется. Однако, это вовсе не значит, что сроки рассмотрения обращений потребителей не урегулированы законом.

Такие сроки утверждены несколькими нормативными правовыми актами (далее – НПА), в числе которых:
— Жилищный кодекс Российской Федерации (далее – ЖК РФ);
— Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. ПП РФ от 06.05.2011 N 354 (Далее – Правила 354);
— Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. ПП РФ от 15.05.2013 N 416 (далее – Правила 416);
— Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. ПП РФ от 13.08.2006 N 491 (далее – Правила 491);
— Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector