Можно ли оформить осаго без техосмотра?
Содержание:
- Какие изменения произошли к 2022 году?
- Техосмотр 2021: новые правила прохождения
- Условия прохождения техосмотра для различных транспортных средств
- Талон техосмотра или диагностическая карта?
- Отсутствие действующей карты при аварии
- Какие могут быть последствия использования ОСАГО без диагностической карты
- Последствия езды на автомобиле без техосмотра, если даже есть страховка
- Нужно ли делать техосмотр, если есть страховка
- ОСАГО при ДТП с просроченной диагностической картой
- Можно ли получить ОСАГО без диагностической карты
- Когда можно законно получить ОСАГО без ТО
- Когда можно обойтись без техосмотра
Какие изменения произошли к 2022 году?
Последний официальный закон, который вносил изменения в правила прохождения техосмотра, был утвержден в 2019 году, но его положения вступили в силу только 1 марта 2021 года. Причиной стал коронавирус и повсеместное закрытие диагностических станций из-за режима самоизоляции.
Однако можно констатировать, что чиновники так и не завершили намеченную «реформу», поскольку уже сейчас законодатели рассматривают новый закон, который вовсе отменит техосмотр в 2022 году для большой категории автовладельцев.
Вместе с этим, с 1 марта введена новая норма, согласно которой от техосмотра освобождаются транспортные средства возрастом до 4 лет (ранее – до 3 лет). Также согласно поправкам, техника возрастом 4-10 лет должна проходить осмотр один раз в два года (ранее это касалось 3-7-летних машин), а более 10 лет – ежегодно. Такой же ежегодный техосмотр остался обязательным для автобусов, грузовиков и автомобилей такси.
Также с марта 2021 года вместо бумажной диагностической карты стала применяться электронная запись в базе данных ЕАИСТО. Это сделано для того, чтобы контролировать наличие техосмотра при помощи дорожных камер видеофиксации. Штраф за отсутствие технического осмотра у автомобилей, принадлежащим физлицам, остался прежним – 2000 рублей. Юридическим же лицам могут предъявляться более серьезные санкции – 300 тысяч рублей за первое нарушение и до 500 тысяч – за повторное.
Техосмотр 2021: новые правила прохождения
С началом пандемии прохождение техосмотра на СТО было приостановлено, но с октября 2020 года предоставление карт для оформлен6ия полиса ОСАГО возобновилось. Автоводители в обязательном порядке должны пройти техосмотр, иначе в случае аварийной ситуации им придется самостоятельно оплачивать потерпевшей стороне причиненный ущерб.
- Планируется борьба с недостоверными диагностическим картами. Для этого при оформлении ОСАГО нужно будет предоставить фотоотчет о прохождении техосмотра на СТО. Достаточно двух фотографий – до прохождения диагностики и после.
- На фото следует зафиксировать переднюю часть автомобиля, чтобы можно было определить марку, регистрационный номер, цвет. VIN-номер фиксировать не нужно, так как эта задача трудновыполнимая. К полученным снимкам следует добавить координаты СТО, где они были сделаны. Эта информация отправляется в ЕАИСТО. На основании полученных данных выдается полис ОСАГО в электронном виде.
- Следующее нововведение – цифровая подпись эксперта-техника. Без нее достоверность документа будет недействительной.
- Еще одно изменение коснется электронной подписи. Эксперт-техник обязан перепроверить соответствие идентификационных номеров транспортного средства указанным в техпаспорте и свидетельстве о регистрации. В случае несовпадения техник откажется от проведения ТО. Также эксперт должен сообщить о нарушении в ЕАИСТО и обосновать причину отказа в осмотре.
- Оплата за диагностику автотранспортного средства производится до начала работы эксперта. Без оплаты мастер осматривать машину не будет.
Условия прохождения техосмотра для различных транспортных средств
При предъявлении полного комплекта документов и исправной автомашине, в соответствии с требованиями безопасности, автовладельцу будет вручена диагностическая карта. Только этот документ считается официальным удостоверением пригодности автомашины к использованию на автодорогах общего назначения.
Перечень документов для прохождения ТО – для владельцев ТС – физлиц и владельцев ТС – юр. лиц отличаются.
Для осуществления ТО для физлиц требуется подготовить:
1) Паспорт или другой бланк, удостоверяющий личность. Разрешено предъявлять ВУ.
2) Документ о регистрировании ТС, удостоверяющий постановку ТС на учёт в ГИБДД. В бланке отображаются основные технические параметры ТС, личные сведения о автовладельце и адрес его прописки. Данное свидетельство подтверждает принадлежность автомашина автовладельцу.
3) Техпаспорт, если отсутствует бланк о регистрации ТС. Для регистрирования автомашины в ГИБДД понадобится получить страховку ОСАГО, которая без диагностической карты автоводитель не получит. Следовательно, водитель не сможет предъявить документ о регистрировании автомашины, поэтому ему придется заменить его ПТС.
4) Доверенность от автовладельца, если ТС на пункт техосмотра пригоняется не собственником. Она составляется в письменном виде. Для присвоения документу юридического статуса требуется:
- В заголовке отобразить «Доверенность на проведение техосмотра ТС».
- Полностью прописать Ф.И.О., как доверенного лица, так и представляющего его лица, а также реквизиты их паспортов и адреса проживания.
- Отобразить модель, цвет, VIN-код, номер ПТС, номерные знаки и год выпуска автомашины.
- Прописать права доверенного лица по прохождению разрешенных процедур с пригнанным ТС. Например, проведение техосмотра без права реализации.
- Непременно надо отметить срок действия доверенности и поставить подписи обеих сторон.
4) Документы, удостоверяющие право на льготный ТО (если имеется). Пенсионерам, инвалидам и ряду прочих категорий граждан обеспечивается скидка или право на безвозмездное проведение ТО. Список льготников устанавливается региональными властями самостоятельно. Сведения по своему региону можно выяснить в ближайшем аккредитованном СТО.
Для предприятий, при проведении техосмотра, понадобится подготовить такие материалы:
- Документ о регистрировании ТС (при его отсутствии предъявляется ПТС), а также его ксерокопия, удостоверенная подписью начальника и печатью учреждения.
- Документ о регистрировании фирмы в налоговой структуре.
- Устав учреждения.
- Выписку Госкомстата РФ о назначении кода ОКПО.
- Документ о регистрировании фирмы в гос. реестре.
- Балансовую справку о численности автотранспорта на фирме, подписанную начальником и заверенную печатью.
- Реквизиты фирмы с отображением фактического и юр. адреса, ИНН/КПП, кода ОКПО, расчётного банковского счёта, места нахождения гаража, на фирменном бланке учреждения. Бланк необходимо заверить подписями директора, гл. бухгалтера, и скреплен печатью учреждения.
- Платёжная квитанция по оплате за проведение техосмотра.
- Паспорт или другой бланк, удостоверяющий личность представителя учреждения, и доверенность на него. Доверенность от юр. лица на выполнение ТО отличается от подобного бланка для физических автовладельцев. На доверенности требуется поставить подписи представителя и директора, а также печать учреждения.
Доверенность может быть выдана водителю учреждения, если фирма небольшая и владеет одной или двумя автомашинами, или другому сотруднику, представляющему интересы фирмы, с правом подписывать документы и получать их, если фирма солидная, с наличием на балансе большого автопарка.
Кто платит штраф?
При отсутствии техосмотра – штраф за такое нарушение выписывается не автовладельцу, а лицу, управляющему ТС. Поэтому, автотранспортные предприятия с личными ТС мотивированы вовремя проходить процесс техосмотра.
Талон техосмотра или диагностическая карта?
Раньше автомобилист получал талон техосмотра, свидетельствующий об успешном прохождении процедуры осмотра. При этом диагностическая карта являлась бумагой, которую заполнял сотрудник центра ТО. Она не обладала никакой ценностью.
На сегодняшний день владельцы авто получают диагностическую карту, оформленную на листе формата А4. В ней указывается дата прохождения, сведения об автомобиле, наличие допустимых недочетов в техническом состоянии транспорта и срок действия.
После 2013 года в результате упрощения процедуры прохождения ТО появились новые особенности:
- Проводить осмотр и выдавать диагностическую карту могут частные центры, получившие лицензионное разрешение на подобную деятельность.
- После оценки технического состояния выписывается диагностическая карта, форма которой регламентирована законодательством.
- Каждой карте присваивается индивидуальный номер (цифровая комбинация), который заносится в базу ЕАИСТО.
После того, как номер диагностической карты вносится в общую базу, упрощаются процессы оформления страховки и возмещения убытков при попадании в дорожно-транспортные происшествия.
Отсутствие действующей карты при аварии
Как уже выше было сказано, возить с собой диагностическую карту нет необходимости. Это в равной степени относится к ситуациям, следствием которых становится авария.
Этот же закон предусматривает определенные уступки для страховщика в подобных условиях. Последний имеет право применить к автовладельцу с просроченной картой так называемую регрессию. Правда, данное правило распространяется только на автомобили, для которых обязательный техосмотр проводится каждые 6 месяцев. В иных случаях страховая компания должна возмещать понесенный ущерб в полном объеме.
Все полисы ОСАГО выдается на 12 месяцев, когда как карта действительна в период 6, 12 или 24-х месяцев. Соответственно, ситуации, когда один документ становится просроченным, а второй нет, имеют место быть.
После ДТП страховые компании проводят дополнительный анализ обстоятельств, приведших к возникновению аварии. В частности, назначается экспертиза, в ходе которой производится оценка состояния автомобиля. В случае, если на момент ДТП действие диагностической карты истекло, а к аварии привели неисправности в конструкции машины, то страховая компания обяжет владельца-виновника оплачивать ущерб из собственных средств.
Также следует обратить внимание на ситуации, при которых данные диагностической карты не соответствуют реальному положению дел. То есть, пункт технического осмотр намеренно не проводил обследование автомобиля и внес фиктивную информацию в ЕГАИС и карту
В подобных обстоятельствах страховая компания имеет право подать в суд на такую станцию ТО и обязать последнюю возместить ущерб лицам, пострадавшим в аварии.
Однако в подобных обстоятельствах необходимо приобрести новый страховой полис, так как меняются лица, допущенные до управления транспортным средством.
На данный момент стоимость прохождения технического осмотра зависит от региона. Согласно последним изменениям, внесенным в соответствующий закон, расценки на данную процедуру устанавливают органы исполнительной власти отдельных регионов. При этом правительство определило максимальные цены, превышение которых недопустимо. Сейчас за проведение технического осмотра придется заплатить не более 770 рублей.
Какие могут быть последствия использования ОСАГО без диагностической карты
Последствия ОСАГО без диагностической карты не слишком радужные для водителя, воспользовавшегося любой из описанных схем. Единственным исключением является транзитный страховой полис. В таком варианте не нарушен закон и никаких негативных ситуаций не возникнет.
В остальных случаях дело может дойти до уголовной ответственности. Наиболее простая ситуация — если в процессе использования полиса не возникло аварийных ситуаций, но был выявлен факт отсутствия диагностической карты. Страховой договор при этом аннулируется, а новый можно заключить только после прохождения техосмотра.
Иногда водители оформляют полис законными способами, но в процессе его использования срок действия диагностической карты заканчивается. Если автовладелец не счел нужным пройти техосмотр и получить новую карту, то в случае аварии его ожидает неприятный сюрприз. Страховая оплатит положенную компенсацию пострадавшему, но может обратиться в суд и потребовать возмещения от нарушившего условия автовладельца.
Если страховка оформлялась по договору с сотрудником страховой без предоставления диагностической карты, водителю придется взять на себя расходы по восстановлению пострадавшего автомобиля. Даже если страховая изначально выплатит компенсацию, позже ее взыщут через суд с автовладельца, не прошедшего техосмотр.
Наиболее тяжелая ситуация — когда после аварии выясняется, что полис и диагностическая карта поддельные. Кроме того, что все выплаты на ремонт машин и лечение пострадавших лягут на плечи владельца подделки, его также ожидает уголовная ответственность.
Отвечать перед законом придется фирме, выдавшей поддельный полис, и сотруднику, оформившему диагностическую карту в обход правил.
Последствия езды на автомобиле без техосмотра, если даже есть страховка
Многих автовладельцев действительно интересует, нужен ли техосмотр при страховании. Раньше требовалось, чтобы водитель сначала оформлял полис, а затем осуществлял техосмотр своего автомобиля. С 2012 года эта процедура несколько изменилась. Теперь не один страховщик не станет оформлять полис, пока владелец не пройдет техосмотр.
После ознакомления водителей с изменениями законодательства, имевших место в последние годы, у многих остаются вопросы.
Один из этих вопросов вызван тем, что теперь сотрудники ГИБДД не имеют права проверять наличие диагностической карты. Она, фактически, необходима лишь во время заключения договора о страховании и получении полиса ОСАГО.
А так как теперь заключить этот договор разрешается даже в последний день действия документа, подтверждающего успешное прохождение техосмотра, возникает вопрос: «Можно ли ездить без техосмотра?». Во-первых, штраф за отсутствие техосмотра был отменен не для всех владельцев автомобилей.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что для обычных водителей прохождение технического осмотра в основном необходимо для оформления страхового полиса. В иных случаях отсутствие действующей диагностической карты ни на что не влияет.
Согласно федеральному закону, для новых автомобилей в течение первых трех лет не требуется прохождение техосмотра. Данное постановление относится к следующим транспортным средствам:
- Легковые и грузовые автомобили, прицепы, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3,5 тонны.
- Мототранспортные средства.
При приобретении нового автомобиля предыдущего года вы получаете (хоть и формально) подержанный автомобиль, у которого начался второй год эксплуатации. Поэтому необходимо помнить, что первый техосмотр надлежит пройти не через три года, а через два.
Нужно ли делать техосмотр, если есть страховка
По закону диагностическая карта нужна для оформления страховки. Но есть несколько случаев, когда можно обойтись без нее:
- Транспорт не подлежит проверке. Например, прицеп, масса которого составляет менее 3,5 тонн, проверять не требуется. Правило действует при условии, что собственником прицепа является частное лицо, а не организация.
- С момент выпуска машины не прошел срок три года. Исключением являются те случаи, когда машина используется как такси.
- Не закончился срок действия прежней карты о прохождении диагностики. Так, если возраст авто составляет от пяти до семи лет, то карта действует два года.
Если нужно продать машину, то можно это сделать без страховки и технического осмотра. Полис ОСАГО выдается собственнику машины. Поэтому новому владельцу нужно будет самостоятельно заниматься оформлением. Диагностическая карта не дает 100% гарантии, что с авто все в порядке. Поэтому отсутствие документов не является препятствием для продажи авто. Нужно только найти покупателей.
Когда авто продается с диагностической картой, новому собственнику проще будет оформить полис ОСАГО. Ведь заново проходить диагностику не придется. Срок действия карты не зависит от смены владельца автомобиля.
ОСАГО при ДТП с просроченной диагностической картой
По закону с 2015 года талон технического осмотра не принимается для процедуры оформления ОСАГО, а вместо него используют так называемую диагностическую карту. Если рассматривать иные ситуации, тогда диагностическую карту нельзя назвать обязательным для предъявления где-либо документом.
Инспектор может потребовать предъявить полис ОСАГО, и вы обязательно должны это сделать. В числе исключений лишь ряд случаев, когда речь идет о транспортном средстве, которое осуществляет перевозку пассажиров либо же какие-то опасные грузы. Согласно действующему законодательству не предусматривается наличие диагностической карты при аварии на дороге.
Что будет, если нет карты при ДТП?
Страховые организации привыкли требовать диагностические карты для того, чтобы подтвердить в каком состоянии на данный момент находится автомобиль.
Обычно страхователь несет ответственность за исправность транспортного средства, и если нет диагностической карты, которая подтвердит исправность машины, могут в дальнейшем возникнуть проблемы с выплатой денежных средств по страховке.
Наличие бумаги, которая выступает подтверждением исправности машины в результате аварии не входит в число обязательных условий для выплаты страховки водителям. Но если карта все же имеется, тогда собственник авто должен осознать, что выплата в таких ситуациях ложится целиком и полностью на его плечи.
Как быть если диагностическая карта просрочена?
Что делать, если карта уже недействительна, но время действия полиса пока еще не закончилось? В таких случаях в адрес автомобилиста не должны быть применены какие-либо штрафные санкции. Если все наоборот, истек срок действия ОСАГО, тогда на страховку можете не рассчитывать.
Каковые сроки действия диагностической карты при авариях:
- для машин, которые моложе трех лет он совсем не нужен;
- если возраст автомобиля от 3 и до 7 лет – 2 года;
- если возраст транспортного средства от 7 лет и гораздо старше, тогда время действия документа будет составлять всего 1 год;
- средства передвижения, которые осуществляют транспортировку пассажиров или грузов обязаны проходить технический осмотр раз в 6 месяцев.
Обычно при ДТП срок диагностический карты играет очень важную роль, можно даже сказать, что ключевую. У страховщиков не будет возможности возложить на ваши плечи вину.
Как осуществляются выплаты по ОСАГО?
Не обязательно предъявлять страховщику для ознакомления диагностическую карту. Виновник аварийной ситуации должен предъявлять карту, обычно сотрудники полиции просят его об этом.
Если будет отсутствовать диагностическая карта либо же срок действия ее истечет, тогда выдвигается регрессивное требование, согласно которому если виновником аварии выступил водитель авто, он возмещает страховщику все затраты на выплату потерпевшим страховки.
Эта мера наказания может быть примерена в адрес владельцев машин, которые проходят техосмотр один раз в 6 месяцев. Такой транспорт перевозит грузы, либо же пассажиров.
Страховая компания имеет полное право требовать осуществить выплаты также с оператора технического обслуживания. Такие ситуации возможны лишь в том случае, если в диагностической карте при дорожной аварии данные о неисправности машины отсутствуют, а на самом деле машина находится в неисправном состоянии и оператор, который проводил проверку ТС, допустил такое.
Отсутствие диагностической карты при ДТП не может являться законным основанием в отказе выплаты компенсации. Однако, владелец автомобиля может понести за это ряд определенных последствий.
Следует упомянуть тот факт, что без диагностической карты по факту ДТП водитель не сможет доказать, что авто находилось в неисправном состоянии на момент аварии. Факт можно обозначить как один из весомых аргументов, который позволит признать виновником произошедшего водителя авто.
Если оформление полиса ОСАГО будет осуществляться без документа, который выступает его подтверждением, тогда ТО было проведено незаконно. Водитель может принять решение подать в суд на страховую компанию, но нет гарантии того, что ущерб действительно будет возмещен.
Можно ли получить ОСАГО без диагностической карты
Выдаваемый после диагностики документ подтверждает, что машина находится в исправном состоянии и не имеет дефектов, способных спровоцировать аварийную ситуацию на дороге. Согласно Закону «Об ОСАГО» диагностическая карта является обязательным атрибутом для оформления полиса.
Однако не редко возникают ситуации, когда техосмотр не пройден, а поездки нельзя отменить. При таких обстоятельствах возникает вопрос, можно ли оформить ОСАГО без диагностической карты, так как за поездку без действующей страховки неминуемо следует наказание в виде штрафа.
Законом предусмотрены ситуации, при которых оформляют полис ОСАГО без диагностической карты. К примеру, автомобили, после начала эксплуатации которых прошло меньше трех лет, не нуждаются в техосмотре. Такие авто по определению считаются безотказными и не нуждающимися в проведении дополнительной диагностики.
Также случается, что срок действия страховки и техосмотра заканчивается одновременно, а машину необходимо доставить на место проведения техосмотра или транспортировать в другой регион. Чтобы не получить штраф за отсутствие полиса, водитель оформляет временную страховку. Для получения краткосрочного полиса диагностическая карта не требуется.
Кроме того, существуют не слишком ответственные страховые компании, которые используют неточности в законодательстве, чтобы избавить клиента от необходимости проходить техосмотр, а себя — от выплат при наступлении страхового случая.
Когда можно законно получить ОСАГО без ТО
Официальное оформление автострахования без тех. обследования возможно только в 3 ситуациях:
- машина освобождена от ТО, чему есть документальное подтверждение;
- автотранспорт произведён не более 3 лет назад и служит только для частного использования;
- страхуется личный прицеп, грузоподъёмностью не более 3 тонн.
Ещё один актуальный вопрос для водителей: “Продолжает ли действовать договор со страховщиком, если срок диагностической карты истёк уже после его заключения, например, через пару месяцев?”. Отметим, что в этом случае соглашение не теряет своей силы.
Официально оформить полис при неимении действующей карты можно на новый автотранспорт, который переправляется к месту осмотра или постоянной регистрации.
Когда можно обойтись без техосмотра
Несмотря на обязательность действующей диагностической карты на момент заключения договора ОСАГО, в ряде случаев можно обойтись без нее. На совершенно законных основаниях.
Технический осмотр (ТО) перед заключением договора ОСАГО не требуется, если:
- транспортное средство (ТС) не подлежит техническому осмотру. Например, принадлежащий физическому лицу прицеп массой до 3,5 тонн, независимо от года выпуска;
- не наступил срок первого ТО для нового автомобиля (3 года);
- не истек срок действия прежней диагностической карты. Например, у ТС, периодичность проведения ТО для которых установлена в срок более или менее, чем 1 раз в год (5-7-летние легковые авто проходят ТО раз в 2 года, а автобусы и т.д. – раз в полгода).
- Период страхового полиса и срок действия диагностической карты могут не совпадать.
Без действующей диагностической карты техническую исправность автомобиля доказать очень сложно. Поэтому высока вероятность признания владельца авто, не прошедшего ТО, виновником дорожно-транспортного происшествия (ДТП).
- следования к месту проведения ТО (первичного или повторного);
- приобретения ТС (покупки, наследования, принятия в дар и т.п.), для следования к месту регистрации автомобиля. При этом, до регистрации машины обязательно заключить ОСАГО на 1 год. На практике законопослушному гражданину придется выбрать один из коммерческих центров при МРЭО ГИБДД, в котором сразу можно пройти ТО, получив диагностическую карту, заключить договор ОСАГО и зарегистрировать автомобиль. Цены будут немного выше среднего, зато выигрыш во времени и экономия нервов – налицо.
3. Некоторые страховые компании, пользуясь беспечностью страхователей, при оформлении договора ОСАГО умудряются снять с себя ответственность по уплате компенсаций.
В случаях одновременного окончания сроков действия обязательной страховки и диагностической карты страховщик может заключить новый договор ОСАГО с вручением, за небольшую доплату, новой незаполненной диагностической карты.
В приложении к этому бланку сообщается, что страховая компания уведомила клиента о необходимости пройти диагностику на аккредитованном в Российском союзе автостраховщиков (РСА) пункте технического осмотра (указан адрес), как правило, в течение 3-5 дней (указан конкретный срок). В противном случае страховщик не несет ответственности и откажет в страховой выплате.
Если по решению суда страховой компании придется исполнить свои обязательства, то она сможет затем попробовать взыскать выплаченную потерпевшему сумму в виде регресса с водителя.
Если страхователь не попадет в ДТП, но факт отсутствия ТО будет обнаружен, договор просто аннулируют, вернув всю уплаченную сумму или ее часть. О ловком подвохе страховщиков этот видеоролик.
Видео: ОСАГО без техосмотра. Страховка с подвохом
https://www.youtube.com/watch?v=QfnMEK3Yv64
Сами документы, в том числе и диагностическая карта, страховщику не предоставляются. Страховая компания проверяет полученные от страхователя сведения из этих документов, обмениваясь информацией с государственными органами и РСА.
Способ удобен в случае окончания срока полиса ОСАГО раньше срока действия диагностической карты
- при утере диагностической карты, если водитель пока не обратился за выпиской ее дубликата;
Технический осмотр автомобиля, результаты которого фиксируются в диагностической карте, проводится для собственной безопасности водителя и других участников дорожного движения. Попытки избежать или отсрочить плановый техосмотр неразумны. Для забывчивых водителей есть вполне законные способы привести в порядок необходимые документы. И хотя, при необходимости, заключить договор ОСАГО без техосмотра и диагностической карты можно, все же лучше заблаговременно позаботиться об оформлении и карты, и полиса.