Можно ли фотографировать и вести видеосъемку в магазине?
Содержание:
Необоснованный запрет на съемку
Обычно продавцы просят прекратить съемку и объясняют это одной или несколькими причинами:
- Информация на ценниках – коммерческая тайна.
- На территории магазина, который является частной собственностью, продавец имеет право вводить такие запреты.
- Покупатель не имеет права фотографировать названия, логотипы и бренды, которые защищаются законом об авторском праве.
Что касается коммерческой тайны – ценники и информация на них таковой не является, так как находятся в общем доступе. И для того, чтобы информация о товаре получила статус коммерческой тайны, необходимо оформить соответствующие документы.
С частной собственностью тоже не все так просто: общедоступная информация на ценниках может быть сфотографирована, переписана, или же человек может просто ее запомнить, следовательно, запрет на фиксацию общедоступной информации не обоснован.
Авторское право не защищает товары от фотографирования, так как производя съемку, вы не планируете использовать их для рекламы или копирования.
Правовая основа
Конституции РФ гарантирует право каждого гражданина на свободу поиска, получения и распространения информации любым способом, не противоречащим закону. В свою очередь, ФЗ «Об информации…» № 149-ФЗ от 27.07.2006 года в ст. 7 указывает, что общедоступная информация может использоваться кем угодно при условии, что не нарушаются другие законы.
Является ли интерьер магазина и ценники на товарах общедоступными? По определению — да. Вход в магазин открыт для любых посетителей, и ценники видны всем. Соответственно, любой желающий имеет возможность и право их не только увидеть, но и — в силу закона об информации — использовать эти сведения для личных целей.
Более того, размещение товаров на полках и указание их цены является, в силу ст. 437 ГК РФ, публичной офертой (приглашением заключить договор, в данном случае — купли-продажи) ко всем покупателям, желающим приобрести товар. Так что ограничений здесь нет.
Можно ли фотографировать в магазине товар?
В российском законодательстве нет запретительных документов, которые прямо говорили бы о том, можно ли фотографировать в магазине.
Запрета на такую съемку нет, если такая съемка является любительской, а фотографии не будут использоваться в коммерческих целях (например – для рекламы).
Но и в таких случаях можно попробовать договориться с руководством магазина, которое при определенных условиях может разрешить такие действия.
Если же материал не будет распространяться, и вы фотографируете для себя – на попытки запрета со стороны продавцов можно ответить, что согласно Конституции РФ каждый гражданин имеет право добывать информацию любым способом, если он не запрещен законом, в том числе – и путем фотографирования.
Внимание! Кроме того – в любом магазине уже при размещении товара и ценников на нем для общего доступа является публичной офертой (согласно статьи 427 ГК РФ), и каждый покупатель имеет право доступа к такой информации, а использовать полученные сведения человек может в любых целях.
Тем не менее, часто на вопрос «можно ли фотографировать в магазине товар?» продавцы дают отрицательный ответ, аргументируя его невнятными доводами.
Более подробнее о том, какие права имеют потребители в соответствии с законом о защите прав потребителей можно почитать здесь.
Правовая основа
Конституции РФ гарантирует право каждого гражданина на свободу поиска, получения и распространения информации любым способом, не противоречащим закону. В свою очередь, ФЗ «Об информации…» № 149-ФЗ от 27.07.2006 года в ст. 7 указывает, что общедоступная информация может использоваться кем угодно при условии, что не нарушаются другие законы.
Является ли интерьер магазина и ценники на товарах общедоступными? По определению — да. Вход в магазин открыт для любых посетителей, и ценники видны всем. Соответственно, любой желающий имеет возможность и право их не только увидеть, но и — в силу закона об информации — использовать эти сведения для личных целей.
Более того, размещение товаров на полках и указание их цены является, в силу ст. 437 ГК РФ, публичной офертой (приглашением заключить договор, в данном случае — купли-продажи) ко всем покупателям, желающим приобрести товар. Так что ограничений здесь нет.
Наконец, стоит вспомнить и закон о защите прав потребителей. Он прямо указывает, что продавец обязан предоставить покупателю полную информацию о товаре. Соответственно, что покупатель с этой информацией делает, продавца касаться не должно.
Необоснованный запрет на съемку
Обычно продавцы просят прекратить съемку и объясняют это одной или несколькими причинами:
- Информация на ценниках – коммерческая тайна.
- На территории магазина, который является частной собственностью, продавец имеет право вводить такие запреты.
- Покупатель не имеет права фотографировать названия, логотипы и бренды, которые защищаются законом об авторском праве.
Что касается коммерческой тайны – ценники и информация на них таковой не является, так как находятся в общем доступе. И для того, чтобы информация о товаре получила статус коммерческой тайны, необходимо оформить соответствующие документы.
С частной собственностью тоже не все так просто: общедоступная информация на ценниках может быть сфотографирована, переписана, или же человек может просто ее запомнить, следовательно, запрет на фиксацию общедоступной информации не обоснован.
Авторское право не защищает товары от фотографирования, так как производя съемку, вы не планируете использовать их для рекламы или копирования.
- запись публично демонстрируемых фильмов;
- использование фотографий помещения магазина для постройки такого же здания по этому проекту;
- создание полных копий и репродукций книг или нот;
- использование баз данных и компьютерных программ.
Фотосъемка других покупателей и сотрудников
На вопрос «можно ли фотографировать в магазине ценники?» ответ будет положительный, а что делать, если в объектив попадает не только товар, но и другие присутствующие в магазине люди? Согласно статьи 152.1 ГК РФ фотографирование людей напрямую не запрещается, однако дальнейшее использование этих снимков необходимо согласовывать с человеком, попавшим в кадр.
Но в случаях, если съемка ведется в публичных интересах или производится в общедоступном месте, такого согласия не требуется (при условии, что посторонние просто попадаю в кадр, но не являются основными объектами съемки).