Можно ли изменить целевое назначение земельного участка? как поменять вид использования земли?

Другие важные нюансы

Можно ли менять целевое применение своего ЗУ не полностью? Да. Например, территория приличная, и хозяин планирует использовать ее по-разному. Он может менять назначение:

  • всего участка;
  • его доли.

Причем площадь и расположение доли нужно указывать в своем заявлении подробно. Тогда надел будет поделен на несколько конкретных секторов. Делается землеотвод, и, закончив процедуру смены, собственник сможет начать планируемую деятельность. Например, изначально он думал одну часть приобретенной земли использовать на строительство, оставшуюся часть на нечто другое.

Иногда природные катаклизмы или форс-мажорные обстоятельства насильно меняют первоначальные характеристики участка. Как пожар, наводнение или сход селя. Тогда территории, бывшие ранее плодородными лугами, могут стать выжженной неблагоприятной пустыней или залитым водой болотом. Допустима смена существующей категории. Конечно, масштаб происшествия оценит приглашенный специалист, его отчет потом изучат представители администрации.

Можно сдавать после окончания процедуры надел кому-нибудь в аренду? Да, главное, чтобы арендатор использовал его согласно указанным в Росреестре характеристикам участка.

https://youtube.com/watch?v=Fm81psfSxMM

Общие правила изменения категории земель

Порядок перевода земель из одной категории в другую установлен Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее — Закон № 172-ФЗ). При этом перевод сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных:

1) с консервацией земель;

2) с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения. Для создания туристско-рекреационной зоны и перевода земель сельскохозяйственной категории в «земли особо охраняемых территорий и объектов» должно быть принято постановление Правительства РФ о создании туристско-рекреационной особой экономической зоны на территории РФ, где расположен земельный участок (постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 7 декабря 2010 г. № 07АП-10686/10, ФАС Северо-Западного округа от 21 сентября 2010 г. № А66-14704/2009);

3) с установлением или изменением черты населенных пунктов;

4) с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения объектов;

5) с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного или водного фонда, земель запаса;

6) со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов;

7) с выполнением международных обязательств РФ, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов;

9) с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона № 172-ФЗ не допускается перевод земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на 50 процентов и более превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в пункте 4 статьи 79 Земельного кодекса РФ.

Основные причины для переоформления

Согласно современному законодательству, земельные участки считаются одним из вариантов собственности, это недвижимое имущество. Владелец имеет право менять землю, продавать, дарить и завещать.

Участки могут иметь разное назначение – под строительство, под ведение сельского хозяйства, под животноводство и так далее. Предназначение определяется исключительно с классовой принадлежностью земли.

Сведения о каждом отдельном наделе собраны в Росреестре. Здесь прописано основное назначение участка и ее внешние характеристики. По данным сведениям определяется категорию. В современном Земельном кодексе вниманию представлен механизм, опираясь на который гражданин может изменить ранее установленное назначение земли. Осуществить данный процесс можно по одному из двух оснований:

  1. Смена разрешения на пользование собственностью. Это частная процедура. При ее осуществлении общая категория остается прежней. Например, человек владеет наделом, который относится к сельскохозяйственной категории, может изменить его назначение с сельскохозяйственного на скотоводческое.
  2. Смена ранее установленной категории. Характерно при переводе участка из ЛПХ и ИЖС. Например, проводится в ситуации, если гражданин, который владеет землей личного подсобного хозяйства, желает построить на ней отель или хостел.

Официальную смену категории и назначения нужно проводить в обязательном порядке. Использование участка должно полностью соответствовать данным, прописанным в кадастровом паспорте. Самовольно менять правилами установленный порядок нельзя.

Как узнать назначение земель

Назначение земель для размежёванных участков устанавливается в ЗК РФ, а также ФЗ №14, и эти данные регистрируются на публичной кадастровой карте, находящейся в распоряжении Росреестра. В случае, если граждане или представители юрлиц захотят выяснить соответствующую информацию о конкретном земельном наделе, они могут воспользоваться одним из приведённых ниже сервисов:

  • Обратившись в одно из местных подразделений Росреестра либо онлайн на сайте , где доступна как публичная кадастровая карта, так и платная услуга по оформлению расширенной выписки. Там же доступна опция поиска соответствующего документа путём поиска конкретного участка по имеющимся исходным данным – кадастровой выписке.
  • Также всей информацией о конкретном собственнике любого объекта недвижимости располагают налоговые органы, которые всегда могут её предоставить, если у человека имеются веские основания и специальное разрешение из судебного или правоохранительного органа.
  • В каждом поселении или группе населённых пунктов на территории района имеются собственные органы местного самоуправления, которые располагают земельным комитетом с архивом данных о подведомственных им землях.
  • На территории России действует особое ведомство, называемое ФУГРЦ (Федеральное управление государственного регистрационного центра), которое выдаёт подобную информацию после внесения госпошлины в федеральный бюджет, составляющей 100 руб.
  • Сами бумаги, подтверждающие регистрацию данного участка, содержат в себе все сведения о целевом назначении земель, на которых он расположен.

Свидетельство о собственности

Владение и распоряжение земельными участками

С категориями земель разобрались. Кто же обладает правами на ту или иную территорию?

Право на землю определяется одним из возможных способов ее использования — владением, использованием или распоряжением.

В нормативных документах выделяют следующие виды прав на земельные участки:

  • собственности;
  • постоянного (бессрочного) пользования;
  • пожизненного наследуемого владения;
  • безвозмездного (срочного) пользования;
  • сервитут;
  • аренда.

Они находятся в федеральном, муниципальном, частном или владении субъекта РФ.

Все виды прав регулируются 17 главой ГК РФ и ЗК РФ.

Право собственности позволяет владельцу совершать с участком любые, не противоречащие закону действия: продавать, сдавать в аренду, менять, дарить, отдавать в залог.

Право постоянного бессрочного пользования позволяет пользоваться землей, но не распоряжаться ей. Распоряжение участком невозможно даже с согласия владельца, о чем свидетельствует п. 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 11 “О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства”.

Срок окончания пользования участком не ограничен и не определен.

Право предоставлялось исключительным организациям и предприятиям, которые получили его еще во времена существования СССР, когда такого понятия, как частная собственность, не существовало. С 2001 года все владельцы такого права обязаны оформлять свои участки в собственность или аренду. Правило установлено ЗК РФ.

Право пожизненного наследуемого владения подразумевает владение и использование участка, а распоряжение им — лишь в части передачи по наследству. Как и право постоянного бессрочного пользования в настоящее время не предоставляется, а лишь регламентирует те отношения, возникновение которых датировано до 2001 года.

Земельные участки, на которые распространяется это право, находятся в собственности государства или муниципалитета.

Право безвозмездного срочного пользования исключает возможность распоряжения землей. Предоставляется юридическим и физическим лицам на бесплатной основе на срок, закрепленный в договоре. Устанавливается для участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственности частных лиц или на период трудовых отношений (служебные наделы).

При этом государственные и муниципальные участки передаются в пользование только юридическим лицам, а остальные — на усмотрение владельца. В рамках заключаемого договора одна сторона на безвозмездной основе передает в пользование земельный участок, а вторая принимает его и обязуется использовать по назначению, а по окончании договора вернуть в надлежащем состоянии.

Сервитут — это возможность использовать чужой земельный участок для собственных нужд. Он не дает возможности распоряжаться имуществом. Бывает двух видов: публичный, установленный в интересах общества, и частный — накладываемый в интересах конкретного гражданина или группы лиц.

Примером частного сервитута служит дорога, проходящая по частной территории, но являющаяся единственным вариантом проезда. Пример публичного сервитута — прокладка коммуникаций по частной территории, обеспечивающих инфраструктуру города.

Аренда земельных участков — вопрос обширный и многосторонний. Он регулируется 22 статьей ЗК РФ. Взять в аренду земельный участок возможно только для определенных целей, таких как ведение сельского хозяйства или строительство ИЖС. Договор заключается как с частными собственниками, так и с государством или муниципалитетом.

Виды разрешенного использования земель сельхозназначения

От того, к какому виду землепользования принадлежит участок земли, зависит деятельность, которую можно производить на данной территории. Все виды учтены в специальном классификаторе.

На самом деле их довольно много, но среди всех основными являются:

  • Пчеловодство, добыча меда и других продуктов жизнедеятельности пчел;
  • Разведение домашних животных и покос травы на сено;
  • Выращивание овощных и бахчевых культур;
  • Пашенное земледелие;
  • Огородничество;
  • Создание рыболовецкого хозяйства;
  • Охотничья деятельность;
  • Ведение подсобного хозяйства, отнесенного к категории личного;
  • Выпас скота;
  • Ведение исследовательской и научной деятельности;
  • Строительство домов дачного типа (в них можно официально зарегистрироваться и проживать постоянно, при условии, что жилое помещение соответствует всем нормам);
  • Садоводческая деятельность;
  • Иные виды.

Это лишь краткий перечень самых распространенных видов, в соответствии с которыми производится использование сельскохозяйственных земель. Для территорий, которые имеют статус особо охраняемых, предусмотрен свой вид использования земель.

В случае если производимая в пределах землевладения деятельность не соответствует категории, в которой находится данный участок, государство вынуждено будет применить к нарушителю меры воздействия – чаще всего накладывается штраф. Если собственник решил эксплуатировать землю для иных целей, не предусмотренных установленным видом пользования, ему необходимо изменить последний.

Возникает вопрос: можно ли вести строительные работы на сельхоз участках? Ответ прост: безусловно, если это позволяет установленный ВРИ. Если такое положение отсутствует, его необходимо установить в ходе предусмотренной законодательством процедуры.

Категории и виды использования

Земельный Кодекс Российской Федерации является основным нормативным актом, осуществляющим вопрос установления и регулирования возможностей эксплуатации участков тех или иных категорий земельных территорий.

В соответствии с его положениями на сегодняшний день на территории государства выделяются семь категорий, к которым относятся те или иные участки в рамках общего массива:

  • Земли, принадлежащие различным населенным пунктам;
  • Участки, независимо от их территориального расположения и площади, относимые к сельскохозяйственным территориям;
  • Территории лесного фонда;
  • Территории водных объектов (водного фонда);
  • Земли особого назначения (в том числе территории земель с особым режимом охраны);
  • Земли, относимые к территориям специального назначения (используемые для сооружения и эксплуатации промышленных объектов, инфраструктурных и инженерных сетей, объектов, используемых для обеспечения государственной безопасности);
  • Земли, переведенные в фонды государственного запаса.

Действующие нормы земельного законодательства делают замечание, что одновременно находиться в нескольких категориях один и тот же участок не может, однако, при возникновении соответствующих условий, возможно осуществление перевода той или иной территории из одной категории в другую.

Исходя из такого разделения можно определить, что под категорией земельного надела следует понимать специально установленный правовой режим возможной эксплуатации земельного участка в соответствии с определёнными его стандартными свойствами, определёнными природой или сформированными в процессе эксплуатации в ранние периоды времени.

Вид установленного разрешённого использования – понятие более узкое, которое даёт расшифровку тех возможностей эксплуатации, которые есть у каждого участка в соответствии с отнесением его к той или иной ранее определенной категории.

Установление существующих видов разрешённых вариантов использования возможно в результате проведения комплекса мероприятий по зонированию существующих территорий в рамках одной категории в соответствии с присущими ей индивидуальными особенностями в силу расположения или качественных характеристик.

Виды разрешенного использования земельных участков: как изменить

Для изменения ВРИ, вам потребуется следующее:

  • письменное заявление с инициативой изменения ВРИ земельного участка;
  • согласование с соседями;
  • правоустанавливающие документы и их копии;
  • план участка земли;
  • кадастровый паспорт земельного надела.

Алгоритм действий:

  • В соответствии с Земельным Кодексом РФ, все земли имеют разделение по критерию их целевого предназначения на:
  • сельскохозяйственные земли;
  • земли промышленного назначения (энергетика, транспорт, нужды промышленного характера);
  • земли, относящиеся к населенным пунктам;
  • земли лесного фонда;
  • земли водного фонда;
  • земли категорий запаса;
  • особо охраняемые территории и объекты;
  • Для каждого территориального участка характерен свой целевой статус по использованию. Он изменяется согласно заявлению владельца земельного участка. Изменить ВРИ земельного участка реально двумя методами: с переводом земли по категориям и без такого перевода. Первый вариант предполагает, что участок переводится на любой другой вид использования. Для второго варианта характерен выбор одного из предусмотренных в правовых нормах видов пользования конкретной категории земли. Второй вариант является менее сложным, поскольку изменение вида использования земельного участка – задача более простая, нежели изменение статуса земли. Однако заметим, что изменение ВРИ земель разрешено в пределах лишь одной категории земли;
  • Итак, подаем заявление по изменению вида разрешенного использования земли в адрес местного органа самоуправления. Далее проводятся публичные слушания гражданами, проживающими на границе с вашим земельным наделом, целью чего будет получение их согласия на проведение необходимых вам изменений;
  • Затем в адрес местной администрации подаем такие документы:
  • согласие на изменение ВРИ, нотариально оформленное;
  • копии регистрационного свидетельства на право собственности относительно земли;
  • план участка земли (ситуационный);
  • кадастровый паспорт вашего земельного надела;
  • документ, удостоверяющий вашу личность (паспорт), его копия;
  • Как правило, для изменения ВРИ земли необходимо порядка 4-5 месяцев, после чего в ваш адрес должно быть выдано свидетельство о госрегистрации права собственности с измененным видом разрешенного использования, а также новый кадастровый план по земельному наделу.

Каким образом поменять ВРИ земельного участка. Совет № 2

При условии, что на участке земли возводятся объекты недвижимого имущества, которые, согласно их функциям, не совпадают с назначением использования данного участка земли, следует менять вид разрешенного использования земли.

Для данных целей вам потребуются:

  • Письменное заявление в адрес землеустроительного отдела;
  • Кадастровый номер вашего земельного участка;
  • Заверенные нотариально 2 копии вашего паспорта или иного удостоверяющего вашу личность документа;
  • Выписка из ЕГРП на недвижимость.

Порядок проведения процедуры

Если гражданин принял решение провести смену функционального назначения, находящегося у него надела, он должен собрать определенный пакет документов и следовать инструкции.

Посещение администрации

Следует посетить отделение местного муниципалитета. Подойти сюда можно самостоятельно или действовать через доверенного человека. Сюда нужно сдать написанное от руки или напечатанное заявление и такие бумаги:

  • Гражданский паспорт – копия с одновременной демонстрацией оригинала;
  • Правоустанавливающие документы;
  • План проведенного межевания;
  • Кадастровый паспорт;
  • Проектные документы;
  • Проведенные в письменной форме расчеты, в которых отражается практичность и эффективность эксплуатации участка. Нужно представить расчеты за период по прошлому назначению участка и после смены.

Создание комиссии

Для изучения представленного пакета бумаг и справок и для принятия решения создается специальная комиссия. Бумаги и справки рассматриваются на протяжении 10 дней. Далее назначается дата будущего заседания. О чем получают уведомление соседи заявителя.

Оформление обходного листа

В момент принятия заявления сотрудники администрации выдают собственнику специальный обходной лист. Здесь списком перечислены организации, которые нужно посетить. Вот примерный перечень из них:

  1. Природоохранительные организации.
  2. Комитет по архитектуре.
  3. Санэпидемстанция.
  4. Земельный комитет.

Гражданин должен по очереди обойти все положенные организации. В каждой следует согласовать отдельный этап изменения статуса земли.

Открытое слушание

Подобное слушание длится около 40 дней. Дата отсчета – это число, в которое были поданы документы. На слушании должны присутствовать все лица, которые могут быть заинтересованы в результате. Обычно это инженеры, экологи, геодезисты.

Каждый специалист дает по ситуации свой комментарий и замечания. Все это фиксируется в специальном протоколе. Данный документ будет изучен главой администрации и после этого примет соответствующее решение.

Регистрация нового статуса

Если было принято решение удовлетворить заявление собственника, ему будет прислано соответствующее уведомление. После этого владельцу останется только внести положенные изменения в правоустанавливающие документы.

Данный процесс осуществляется в Росреестре или в МФЦ. После проведенной регистрации нового статуса заявитель получает на руки выписку ЕГРН. В среднем от начала до конца вся процедура занимает от полутора до двух месяцев.

Как же все таки изменить целевое назначение участка.

Дешевле и проще изменить целевое назначение или еще называют, разрешенное использование земельного участка.Каждый профессиональный риэлтор должен знать категории земельных участков, так как земля  главный товар на рынке недвижимости.Надо различать категории и виды разрешенного использования или целевого назначения.Категории определены земельным Кодексом, внутри каждой такой категории, не изменяя основную категорию можно изменить разрешенное использование. Например, категория земли– сельхозназначение, это значит сельским хозяйством занимайся, а строить нельзя, садоводство разбить нельзя , не изменив целевое назначение, которое указано в кадастровом паспорте.Какие виды целевого назначения земель сельскохозяйственного назначения бывают?•    Земля для садоводства•    Земля для пашни•    Земля для дачного строительства ( на которой можно построить коттеджный поселок)•    Личное подсобное хозяйствоСтроить можно только на земле с целевым назначением- Земля для дачного строительства.

Впервые правила изменения целевого назначения были установлены в Градостроительном Кодексе, принятом  29.12.2004. Глава 4, статья 34, 35.Ст. 34  Порядок установления территориальных зонСт. 35  Виды и состав территориальных зонВ результате градостроительного зонирования могут определяться следующие зоны:•    Жилые•    Общественно-деловые•    Производственные•    Инженерной и транспортной инфраструктур•    Сельскохозяйственного использования•    Рекреационного  назначения•    Особо охраняемых территорий•    Специального назначения•    Размещение военных объектовИ иные виды использования( Кладбища, скотомогильники).Если нарисовать цветовую гамму, то получится разрисованная разноцветная карта муниципального района. Как на рисунке.

Другими словами, каждый муниципальный округ должен определиться на  много лет вперед, какие зоны ему необходимо осваивать и застраивать планомерно. Для этого районы обязаны пройти этап зонирования, принятия генерального плана застройки населенных пунктов, и схемы территориального планирования, соответствующие каждому муниципальному округу.Был дан срок – до 01.01.2010 года сделать зонирование, а  после этого срока должна была вступить в силу ч.4, ст.9 Градостроительного кодекса РФ, которая запрещает изменение категории земельного участка, если для данной территории не утвержден генеральный план или схема территориального планирования.Но у нас в стране, как всегда никто не успевает сделать в срок. Для этого существуют объективные причины- недостаток финансов в районах, ведь надо сделать геодезические замеры и получить кадастры каждого населенного пункта – для того, чтобы  определить его границы и составить генплан застройки в пределах этих границ.Надо получить кадастровые номера и размежевать земли внутри района, поделить на категории. А как размежевать земли сельскохозяйственные от лесного фонда, от промышленных земель, от военных на практике? Как четко провести границу между ними? Начались судебные споры между ведомствами. В общем , большинство муниципальных образований не уложилось в сроки, установленные в Градостроительном кодексе.Тогда  появляется Письмо Минэкономразвития от 29.01 2010 № 23-271.П. 3 Об изменении вида разрешенного использования земельных участков.«

В случае, если генплан поселения не утвержден, то земельный участок включается в черту населенного пункта на основании решения органа исполнительной власти РФ»

Могут и отказать на основании:Документы для изменения целевого назначения:Техника исполнения такова:

Глава МО выносит  постановление.

РЕЗЮМЕ: До 2012 года можно идти путем, указанным выше.  После – только на основании генплана населенного пункта или схемы территориального планирования муниципального района.

Изменение целевого назначения земли частности собственности

Разобравшись с землей государственной и коммунальной, перейдём к земле частной.

Для начала отметим, как уже сообщалось, изменение целевого назначения земельных участков частной собственности осуществляется по инициативе их собственников. То есть, первый шаг (получение разрешение на разработку проекта землеустройства) уже можно пропустить, а вот следующие шаги пройти придётся (см. выше). Что касается утверждение проекта, отметим, что в соответствии с уже упомянутой частью третьей статьи 20 Земельного кодекса Украины, изменение целевого назначения земельных участков частной собственности производится:

  • по земельным участкам, расположенным в пределах населенного пункта, — сельским, поселковым, городским советом;
  • по земельным участкам, расположенным за пределами населенных пунктов — районными государственными администрациями, а по земельным участкам, расположенным за пределами населенных пунктов, не входящих в территории района или в случае если районная государственная администрация не образована, — Советом министров Автономной Республики Крым, областной государственной администрацией.

Определившись с компетенцией, нужно приступать к пятому шагу – подать проект землеустройства на утверждение.

Важно! Основанием для отказа в согласовании проекта землеустройства по отводу земельного участка может быть только:

  • несоответствие его положений требованиям законов и принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов;
  • документации по землеустройству и/или градостроительной документации.

На этом этапе многие желающие строиться могут столкнуться с проблемой не земельной, а градостроительной.

Так, в соответствии с частью четвертой статьи 24 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» изменение целевого назначения земельного участка, который не соответствует плану зонирования территории и/или детальному плану территории, запрещается.

На сегодня детальные планы/планы зонирования территорий в нашей стране не разработаны на 100 %. Именно поэтому, многие уполномоченные на утверждение проекта землеустройства органы, указывают отсутствие таких планов основанием для отказа в изменение целевого назначения.

Некоторые суды не соглашаются с такой позицией и утверждают, что отсутствие детального плана территории не может быть основанием для отказа в изменении целевого назначения земельного участка. Поэтому, если вам отказали в утверждение проекта землеустройства на этом основании можно попробовать оспорить такое решение в суде. Помните, что на юридическом сайте Protocol, Вы можете найти юриста, который предоставить качественно и недорого правовую помощь.

Что Земельный кодекс Украины установил довольно четко, так это последствия нарушения порядка установления и изменения целевого назначения земель. А именно, указанные действия влекут за собой:

  • признание недействительными решений органов государственной власти и местных советов о предоставлении (передаче) земельных участков;
  • признание недействительными сделок по земельным участкам;
  • отказ в государственной регистрации земельных участков или признания регистрации недействительной;
  • привлечение к установленной законом ответственности виновных в этом.

К последнему пункту стоит добавить примечание какую именно ответственность закон установил.

Статья 53 Кодекса Украины об административных правонарушениях установила административную ответственность за использование не за целевым назначением земельного участка в виде штрафа.

Что касается уголовной ответственности, то использование земельного участка не за целевым назначением, только тогда уголовно наказуемое, когда связано с нехозяйственные использованием земли, с загрязнением или порчей земель или другим нанесением вреда окружающей среде.

И “вишенка на торте”, статья 11 Земельного кодекса Украины установила, что одним из оснований прекращение права пользования земельным участком является использование земельного участка не за целевым назначением.
Подытоживая, отметим, что законодательное регулирование процесса изменение целевого назначения земель не совсем четкое и ясное, благо время от времени уточняется судебной практикой. Надеемся, что и эта консультация придаст ясности в этом вопросе, если же Вам понадобиться дополнительная консультация юриста профессионала, предлагаем воспользоваться услугой «Тендер на юридическую помощь» от юридического портала Протокол.

Автор консультации: Думай Мария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector