Закон «о полиции» 2021
Содержание:
- Содержание документа
- Направления деятельности полиции
- Общие сведения о законе
- Основные задачи и деятельность министерства внутренних дел РФ
- Обязанности сотрудника полиции
- Краткая история
- Когда возникает право на использование спецсредств
- Условия службы
- Проникновение правоохранительных органов на частную территорию
- Полномочия и обязанности служащих МВД
- Какие действия должен выполнять каждый сотрудник полицейского аппарата
- Обязанности участкового полицейского
- Запреты и разрешения
- Последние поправки
Содержание документа
Закон состоит из 11 отдельных глав, регулирующих такие правоотношения:
- Общие положения о назначении и роли полиции, её функциях.
- Принципы работы сотрудников полиции.
- Полный перечень и описание прав и обязанностей.
- Общие положения о мерах принуждения, которые может применять полиция.
- Положения касательно применения специальных средств, оружия и физической силы при исполнении полицией своих прямых обязанностей.
- Место в правовой системе сотрудника полиции.
- Правила вступления на службу в полиции, особенности службы, порядок увольнения.
- Нормы относительно социальной защищённости служащих в полиции.
- Вопросы обеспечения.
- Контроль деятельности.
- Заключительные положения о порядке действия закона.
Направления деятельности полиции
В соответствии с действующим законодательством, полиция обязана:
- защищать личность, государство и общество от противоправных посягательств;
- охранять имущество, различные объекты, потерпевших, свидетелей, судей, прокуроров и других должностных лиц, которым угрожает опасность;
- осуществлять розыск лиц, нарушивших закон;
- предупреждать и пресекать преступления и административные правонарушения;
- обеспечивать правопорядок в общественных местах;
- отвечать за безопасность дорожного движения;
- выявлять и раскрывать преступную деятельность;
- контролировать соблюдение законов, регулирующих оборот оружия, частную детективную и охранную деятельность;
- выполнять экспертно-криминалистические функции.
Замечание 1
По статье 2, принятой по решению Президента РФ, сотрудники правоохранительных органов могут быть использованы для восстановления и поддержания международного мира и безопасности. Система полиции, ее состав, структура и ликвидация отдельных подразделений также находится в юрисдикции главы государства.
Правоохранительные органы состоят из специалистов, организаций и служб, которые обязаны заниматься:
- фиксированием и проверкой сообщений или заявлений о совершенных преступлениях;
- выявлением и устранением причин и условий, которые могут повлечь преступления или административные правонарушения;
- пресечением противозаконных действий и преследованием граждан, которые их совершили;
- профилактикой нарушения закона несовершеннолетними;
- обеспечением безопасности граждан и общественного порядка во время проведения различных мероприятий, на дорогах, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- дознанием и выполнением отдельных процессуальных действий, связанных с уголовными делами и административными правонарушениями;
- оперативно-розыскными и оперативно-поисковыми мероприятиями;
- контролем лиц, вышедших из тюрьмы после отбывания заключения и преступников, наказание которых не предполагает лишение свободы;
- охраной государственных объектов, имущества, граждан и организаций;
- противодействием террористам, коррупционерам, экстремистам;
- обеспечением собственной защиты и безопасности;
- ведением экспертно-криминалистической деятельности;
- сбором и хранением анализов и улик;
- выполнением лицензионно-разрешительных функций;
- содержанием и конвоированием подозреваемых в причастности к неправомерным действиям;
- подготовкой и повышением квалификации сотрудников полиции;
- налаживанием связей с правоохранительными органами других государств, например, Интерполом.
Президент России выбирает подразделения и службы, которые будут состоять в Центральном аппарате МВД, однако касательно территориальных органов МВД данный вопрос находится в юрисдикции Министра внутренних дел.
Перечень подразделений полиции включает главные управления по:
- обеспечению безопасности дорожного движения;
- противодействию экстремистской и коррупционной деятельности;
- охране общественного порядка;
- транспорту;
- координации с органами исполнительной власти;
- вневедомственной охране;
- экономической безопасности;
- организации дознания;
- собственной безопасности;
- безопасности лиц, нуждающихся в государственной защите.
Замечание 2
Также в данный список входит Национальное центральное бюро Интерпола.
Подразделения, состоящие в территориальных органах МВД, в дополнение ко всему перечисленному занимаются:
- борьбой с преступными посягательствами на частный товар во время перевозки;
- участковой деятельностью;
- регистрацией несчастных случаев;
- расследованием дел несовершеннолетних;
- поддержанием дежурных частей.
Общие сведения о законе
Федеральный закон № 3 «О полиции» был принят Государственной Думой на основании третьего чтения 28 января 2011 года. 2 февраля того же года состоялось собрание Совета Федерации, на основании которого рассматриваемый документ был одобрен. Президент Российской Федерации подписал ФЗ 3 о полиции 7 февраля 2011 года. С указанного выше момента новый закон о полиции в РФ вступил в официальную юридическую силу.
Федеральный закон номер 3 о полиции содержит 11 глав (56 статей):
- Начальные (общие положения) настоящего Федерального закона (ст. 1-4);
- Принципы работы и внутреннего устройства органов полиции (ст. 5-11);
- Определение обязанностей и полномочий работников полицейских подразделений (ст. 12-13);
- Особенности принудительных мер, применяемых полицией при исполнении обязанностей (ст. 14-17);
- Определение порядка применения оружия, специализированных средств или физической силы (ст. 18-24);
- Правовое положение полицейского сотрудника вне зависимости от звания (ст. 25-33);
- Понятие и особенности служебной дисциплины (ст. 34-41);
- Предоставление гарантированной социальной защиты сотрудникам полиции и их семьям (ст. 42-46);
- Вопросы финансирования (ст. 47-48);
- Надзор за деятельностью полиции и подконтрольных органов (ст. 49-53);
- Итоговые положения изучаемого Федерального закона (ст. 54-56).
Рассматриваемый нормативный акт регламентирует правовые и социальные отношения, возникающие в процессе службы в органах внутренних дел. Когда в России вступил в силу закон о полиции, появилась нормативная база для правового урегулирования внутренних процессов, происходящих в указанных органах. Последние изменения в изучаемый Федеральный закон вносились 29 июля 2017 года.
Правовое урегулирование по ФЗ 3
В соответствии с регламентом статьи 3 изучаемого нормативно-правового акта, правовую основу для Федерального закона о деятельности полиции составляют следующие документы:
- Конституция Российской Федерации;
- Международные законы о правах человека и гражданина;
- Международные соглашения и договоры, заключенные на территории Российской Федерации;
- Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 342-ФЗ от 30.11.2011;
- Иные нормативно-правовые акты, предусмотренные текущим Федеральным законом о полиции.
При этом деятельность каждого из отдельных полицейских органов должна опираться на законодательные акты соответствующего субъекта Российской Федерации.
Основные задачи и деятельность министерства внутренних дел РФ
Полиция создавалась для защиты жизни граждан, а также их охраны прав и свобод. Правовую основу составляют Конституция, международные права и договоры, конституционные законы, законы о полиции и иные федеральные законы, указы Президента и Правительства России.
Деятельность полиции осуществляется по направлениям:
- Защита общества, личности от посягательств;
- Предупреждение нарушений;
- Розыск лиц;
- Производство по делам об административных нарушениях;
- Обеспечение правопорядка в общественных местах;
- Обеспечение безопасности ПДД;
- Контроль за соблюдение закона;
- Охрана имущества;
- Пресечение правонарушений.
При осуществлении деятельности полиция руководствуется следующими принципами:
- Законности;
- Беспристрастности;
- Соблюдения и уважения прав;
- Открытости;
- Публичности в деятельности;
- Общественного доверия;
- Поддержки граждан;
- Взаимодействия и сотрудничества;
- Использования в деятельности достижений техники, науки;
- Соблюдения свобод человека.
Руководит полицией Президент через МВД. Управлением занимает министр, руководители органов, руководители подразделений.
Обязанности сотрудника полиции
Каждый полицейский в зависимости от должности имеет свои обязанности, которые установлены законодательством Российской Федерации. Но есть список общих обязанностей, которые касаются всех должностных лиц. Обязанности:
- знание и соблюдение Конституции, законодательства РФ, обеспечение их выполнения. Прохождение проверок на знание законов и правовых актов;
- выполнение обязанностей, указанных в должностной инструкции;
- выполнение приказа или распоряжения начальника, если это не противоречит законодательству и приказ отдавался в установленной форме;
- обращение к своему непосредственному руководству по вопросам службы. В случае обращения к вышестоящему начальнику ставить в известность непосредственного руководителя;
- соблюдение при служебной работе законных интересов граждан и различных организаций;
- соблюдение внутреннего распорядка при службе в территориальном органе или организации, которая входит в систему МВД;
- поддержание своей квалификации и получение новых навыков, соответствующих служебной деятельности;
- соблюдение нераспространения гостайн и служебной информации, полученной в результате выполнения обязанностей, в частности это относится к сведениям личного характера граждан;
- бережное отношение к государственному имуществу, предоставленному для исполнения служебных заданий;
- своевременное предоставление информации и всех актуальных данных по своему имуществу, а также обязательствах финансового и имущественного типа, в частности сведений по членам семьи и близким родственникам;
- уведомление руководства при смене гражданства или отказе от гражданства РФ;
- соблюдение установленных федеральным законодательством ограничений и запретов, которые налагаются при службе в полиции и контролируют деятельность сотрудника;
- сообщение непосредственному руководству о возможном конфликте интересов и предотвращение такого момента;
- уведомление руководства или прокуратуры РФ при возникновении обращений с целью коррупционного нарушения.
Дополнительно полицейский обязан в любом месте пребывания и в любое время заниматься оказанием помощи гражданам, которые пострадали или находятся в беспомощном состоянии.
Если к сотруднику МВД обращается гражданин с заявлением, либо информацией о преступлении, то полицейский обязан принять меры к устранению правонарушения или пресечь преступление, а также сообщить об этом факте в ближайший отдел МВД. Дополнительные обязанности возлагаются без учета их должностной деятельности.
Важно! Каждый полицейский имеет также дополнительные обязанности, которые прописаны в его должностной инструкции. Например, для участкового есть свой список обязательств и необходимых действий.
Краткая история
Термин полиции начал активно использоваться Петром Великим в учреждении, отвечающем за надзор и общественный порядок.
За несколько сотен лет учреждение стало представлять собой регулируемый механизм для поддержания общественного порядка.
Руководство ранее было в ведении МВД. Департамент полиции был включен в эти органы. Кто входил?
- Городское полицейское управление, то есть части, и участки, во главе которых были частные и участковые надзиратели.
- Городовые офицеры задачей, которых было докладывать о беспорядках и народных слухах.
- Полицмейстеры. Руководитель обычно был статским советником или майором
С 1860 год города стали разделяться на полицейские участки. Во главе обычно стоит пристав. Нижние чины именовались городовыми. Во главе уездного полицейского стоял исправник. Каждый уезд был подразделен на 2-4 стана. Во главе каждого, был становой пристав. Ближайшим помощником пристава являлся полицейский урядник. Урядником был казачий офицер.
Ранее МВД выглядел таким образом:
- МВД;
- Заместитель министра.
Департамент полиции состоял из отделов:
- Устройств и надзора за деятельностью полиции;
- Кадров;
- Выдачи документов, удостоверяющих личность;
- Борьбы с пожарами.
При поступлении на службу унтер- офицер подбирал данные о благонадежности родственников. Поступивший давал подписку, что он будет служить не менее 5 лет.
Когда возникает право на использование спецсредств
Несколько слов стоит сказать о применении оружия и силы, поскольку именно этот вопрос многими россиянами часто задается в сети. Есть ряд ситуаций, когда такое действие считается допустимым:
- для пресечения преступления и при сопротивлении требованиям сотрудника полиции;
- при задержании подозреваемого;
- в целях защиты от нападения;
- для пресечения беспорядков;
- с целью принудительной остановки транспорта.
До применения спецсредств уполномоченный должен предупредить виновное лицо. Запрещено применять спецсредства в отношении детей, инвалидов и женщин в положении, кроме случаев, когда такие граждане вооружены и опасны.
Условия службы
Для поступления на службу в органы внутренних дел необходимо соответствовать единым требованиям, предъявляемым Федеральным законом от 30.11.2011 № 342-Φ3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Лицо, желающее проходить службу в структуре полиции РФ, должны:
- являться гражданином Российской Федерации от 18 и до 35 лет;
- говорить на русском языке;
- иметь необходимое образование и опыт, отвечающие условиям, установленным Федеральным законом;
- быть здоровым, физически развитым.
При исполнении своего служебного долга полицейский должен соблюдать все условия, приведенные в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-Φ3 «О противодействии коррупции» и ст. 17,18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», если эти ограничения и запреты не останавливают выполнение работы.
Следует иметь в виду, что в связи со сложной работой, Законом предусмотрены не только высокие требования к претендентам, но и ограничения, не позволяющие рассматривать граждан на государственную службу.
В части 3 статьи 35 Закона о полиции приводится перечень таких ограничений. Если гражданин, изъявивший желание поступить на службу имеет какой-либо из признаков, то он не может быть принят на работу:
- был признан недееспособным/ ограниченно дееспособным по решению суда,
- имеет судимость;
- когда-либо попал под следствие, которое было закрыто;
- не прошел этап оформления допуска к государственной тайне, если исполнение служебных функций должно быть связано с использованием таких сведений;
- имеет болезни из списка, утвержденные Правительством РФ, которые не позволяют служить в полиции;
- имеет кого-либо из близких, уже работающих в полиции и являющихся подчиненными претенденту;
- перестал быть гражданином Российской Федерации;
- стал гражданином другого государства;
- предоставил неверные данные и документы при оформлении на службу.
Стоит особо отметить, что по итогам нововведений и преобразований в структуре полиции России, значительно претерпел изменения предоставляемый социальный пакет, подробно описанный в Федеральном законе от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
В частности, в этом документе описаны правила и требования для определения размера выплат при нахождении на службе или увольнения с нее; при покупке или строительстве жилья; лечении или поездке в санаторий; при гибели, пропаже без вести членам семьи сотрудника и прочее.
Замечание 3
Президент РФ принимает решения о приеме на службу или увольнение с нее министров, начальников управлений МВД, которые, в свою очередь осуществляют контроль в подразделениях субъектов РФ.
Проникновение правоохранительных органов на частную территорию
В части 3 Закона о полиции указано, что правоохранители имеют право проникать на территорию, принадлежащую гражданам или организациям, возможно с целью:
- Спасения жизни или имущества, а также для обеспечения безопасности при возникновении беспорядков на улицах или другой чрезвычайной ситуации.
- Задержания лиц, которые причастные к совершению преступлений.
- Предотвращения преступной деятельности.
- Установления обстоятельств несчастного случая.
Сотрудники полиции не имеют права проникать на территорию, принадлежащую дипломатическим организациям, иностранным консульским учреждениям и международным представительствам.
Замечание 4
Если территория, дом или помещение, необходимое правоохранительным органам, будет заперто, полицейские вправе произвести взлом. Аналогичное разрешение распространяется на транспортные средства и объекты, которые требуется осмотреть.
Если на территории частного домовладения в момент проникновения сотрудников полиции не находилось хозяев, в течение суток с момента происшествия они должны быть проинформированы о случившемся. Когда владельцы дома были замешаны в преступлении и препятствовали полицейским, в течение 24 часов о происшествии уведомляется прокурор в письменном формате.
Проникновение с препятствием
Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия при выполнении поставленной задачи регулируется в соответствии со статьей 5 Закона о полиции. В соответствии с действующим законодательством, каждый сотрудник правоохранительных органов должен периодически проходить подготовку и проверку на профпригодность в чрезвычайных условиях.
Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия указан в статье 19 Закона о полиции. Полицейский предварительно должен предупредить лиц, в отношении которых планируется использовать вышеуказанные методы, дав им возможность выполнить поставленные требования. Однако он вправе не придерживаться данного правила, если его соблюдение создает риск для здоровья или жизни, а также может привести к другим негативным последствиям.
Решение о применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия принимается на основе рисков, с которым столкнулся сотрудник правоохранительных органов. При этом он обязан свести к минимуму любой ущерб. После задержания гражданина, против которого использовались перечисленные методы, полицейский должен в случае необходимости в максимально сжатые сроки обеспечить ему оказание медицинской помощи. Если арестованное лицо получило ранение или погибло в результате действий правоохранителя, в течение 24 с момента инцидента об этом должен быть проинформирован прокурор.
Сотрудник полиции имеет право пользоваться силовыми способами, если другие действия для выполнения поставленной задачи оказались бесполезными. Причинам такого решения могут выступать:
- пресечение преступлений и административных правонарушений;
- транспортировка задержанных лиц, причастных к совершению противоправных действий, в служебное помещение правоохранительных органов;
- невыполнение законных требований сотрудника полиции.
Все случаи, когда допускается использование физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, перечислены в статье 20 Закона о полиции.
Полицейский может лично или в составе группы руководствоваться силовыми методами во время выполнения служебных обязанностей, если необходимо:
- отразить нападение на правоохранителя или мирного жителя;
- пресечь преступление или административное правонарушение;
- справиться с сопротивлением, которое оказал человек при аресте;
- задержать гражданина, пытавшегося скрыться с места совершенного им преступления;
- обезвредить лицо, оказывающее вооруженное сопротивление;
- пресечь попытку побега, доставляя в отделение подозреваемого или в места лишения свободы осужденного преступника;
- освободить заложников или захваченное здание, помещение, транспортное средство или определенный объект;
- оставить массовые беспорядки или другие противоправные действия, которые затрудняют движение транспорта, работу связи и учреждений;
- остановить транспортное средство, водитель которого отказался выполнять требования полиции;
- выявить граждан, осуществляющих противоправные действия;
- обеспечить защиту охраняемого объекта от группы лиц.
Особенности использования огнестрельного оружия в перечисленных ситуациях указаны в части 1 статьи 21 Закона о полиции.
Полномочия и обязанности служащих МВД
Любой россиянин может стать свидетелем или участником преступного деяния, и ему необходимо будет общаться с сотрудником правоохранительных органов. Чтобы избежать произвола и нарушений со стороны полицейских, необходимо иметь четкое представление о том, какие права и обязанности имеют сотрудники.
Все функции и возможности полицейских прописаны в российском законодательстве. Сегодня действует свыше 40 обязанностей, которые, в свою очередь, группируются по категориям:
- Раскрытие совершенного преступного деяния, в рамках чего сотрудники могут принимать заявления, заниматься дознанием и административным производством.
- Охранные мероприятия по поддержанию безопасности в государстве, а именно обеспечение безопасности при демонстрации, защита имущества.
- Осуществление оперативной работы и розыскных мероприятий. Полиция может работать по собственной инициативе или по запросу других ведомств.
- Контрольные мероприятия по обеспечению безопасности движения на дорогах. Здесь речь идет о дорожной полиции – ГИБДД.
- Отслеживание оборота оружия, то есть выдача лицензий и периодическая проверка условий хранения вещей.
- Пресечение и предотвращение акций со стороны запрещенных организаций.
Перечисленные обязанности официально закреплены законом, но чтобы иметь возможность их осуществлять, у полицейских имеются некоторые права:
- полицейский может потребовать прекращения от предприятия и граждан действий, противоречащие закону;
- при подозрениях в отношении человека правонарушения полицейский вправе произвести проверку документов;
- подозреваемых и свидетелей полицейский может вызвать для дачи показаний;
- направлять запросы в учреждениях и на предприятия без оплаты.
В дополнение следует подчеркнуть, что полицейский должен быть знаком с законодательными актами, соблюдать внутренний порядок ведомства, подчиняться начальству и поддерживать собственный квалификационный уровень. Круг дополнительных обязанностей определяется с учетом того, какую должность занимает тот или иной человек.
Удостоверение полицейского – это непременный атрибут, который обязательно должен присутствовать у сотрудника МФД. Документ подтверждает его права и обязанности. Фото на удостоверении должно быть четким и актуальным.
Какие действия должен выполнять каждый сотрудник полицейского аппарата
Помимо основных обязанностей, есть еще и индивидуальные, возлагаемые на каждого полицейского с учетом его должности и места работы. Независимо от присутствия или отсутствия на рабочем месте, каждый сотрудник полиции обязан:
- помогать пострадавшим от противоправных действий россиянам в экстренном порядке;
- при получении данных о совершении преступного деяния или готовящемся преступлении сотрудник обязан действовать на пресечение подобных поступков и до приезда коллег охранять место преступления.
Особенно важно знать гражданам, что если они стали свидетелями преступления, то вправе обратиться к представителю МВД, оказавшемуся поблизости, и сообщить об этом. Не имеет значения, находится ли работник при исполнении служебных обязанностей и одет ли в форму
Обязанности участкового полицейского
В связи с особенностью несения службы, чаще всего население контактирует именно с участковыми. Именно на данных сотрудников возложена задача отслеживать законность в пределах отведенного микрорайона или участка. Основная цель службы заключается в предотвращении преступлений или иных правонарушений на установленном участке.
Есть еще и специфические особенности несения службы таким сотрудником. Согласно действующим инструкциям, сотрудник МВД обязан:
- иметь представление о территории, знать транспортную инфраструктуру, работающие заведения и предприятия, а также места, где могут выращиваться или приготавливаться наркотические растения;
- быть знакомым с гражданами и местами для культурного отдыха, с местными традициями и ценностями;
- вести прием населения и учитывать каждое поданное заявление о совершенных противоправных деяниях;
- выявлять граждан, склонных к нарушению закона, пресекать преступные деяния и наблюдать за лицами, страдающими алкогольной и наркотической зависимостью;
- выявлять притоны, где занимаются проституцией;
- обеспечивать условия для работы других служб МВД.
Запреты и разрешения
В качестве специальных средств сотрудники полиции могут пользоваться:
- палками;
- средствами ограничения подвижности;
- окрашивающими и маркирующими средствами;
- электрошокерами;
- газовыми средствами;
- водометами;
- светошоковыми устройствами;
- служебными животными;
- световыми и акустическими специальными средствами;
- установками для принудительной остановки транспортных средств;
- средствами сковывания движения;
- бронемашинами;
- средствами для разрушения преград.
Полицейские не имеют права пользоваться специальными средствами против:
- беременных женщин;
- инвалидов;
- несовершеннолетних;
- незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований.
Данное правило нивелируется, если граждане затрудняют транспортное движение, работу организаций или совершают насильственные действия. В статье 22 также указан ряд ограничений по использованию специальных средств.
Пример 1
Например, нельзя бить человека палкой по голове, ключице, животу, половым органами, в область сердца. Запрещено использовать водометы, если на улице морозная температура. Средства принудительной остановки транспорта не допускается применять в горной местности или при плохой видимости.
Полицейский может задействовать огнестрельное оружие, соблюдая предписания статьи 23 Закона о полиции. В ней указано, что к подобной мере сотрудники правоохранительных органов могут прибегать, чтобы:
- защитить себя или гражданское лицо, которое может получить серьезные проблемы со здоровьем из-за внешнего насилия;
- задержать лицо, совершившее тяжкое преступление, связанное с насильственными действиями, нейтрализовать которого другими способами невозможно;
- пресечь попытку другого человека завладеть любым типом вооружения, начиная огнестрельным оружием, и заканчивая бронетехникой;
- освободить заложников;
- отразить групповое или вооруженное нападение на здание, помещение, сооружение или другие государственные или гражданские объекты;
- предотвратить попытку побега подозреваемых и обвиняемых в совершении тяжкого преступления или уже осужденных граждан.
- обезвредить вооруженного человека, оказывающего сопротивление при аресте или отказывающегося выполнять поставленные требования;
- повредить транспортное средство для его остановки, которым управляет гражданин, отказывающиеся выполнять поставленные требования и при этом представляет риск для здоровья и жизни других людей;
- обезвредить животное, которое собирается нанести серьезный вред человеку;
- разрушить замок или другое запирающее устройство, которое мешает проникнуть на объект, где совершается или уже произошло преступление;
- сделать предупредительный выстрел, подать сигнал тревоги или вызвать помощь, направив пистолет в момент использования в безопасную сторону.
Огнестрельное оружие запрещено использовать в отношении к беременным женщинам, инвалидам или несовершеннолетним при наличии явных признаков или знании того, что они относятся к вышеперечисленным категориям. Единственное исключение – если они оказывают вооруженное сопротивление, которое представляет риск для жизни сотрудника полиции или других граждан. Также запрещено применять огнестрельное оружие, если вокруг имеется большое скопление людей, и в результате действий полицейского могут пострадать невинные граждане.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Последние поправки
Любой Федеральный закон, вступивший в официальную юридическую силу на территории современной Российской Федерации, регулярно претерпевает процесс обновления собственного регламента. В действующий нормативно-правовой акт вносится ряд актуализирующих поправок, что необходимо для поддержания легитимности данного документа в постоянно меняющейся экономической и социально-политической обстановке современной Российской Федерации.
Последние поправки в принятый в России закон о полиции внесены 29 июля 2017 года. В качестве изменяющего документа выступил Федеральный закон N 272-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и статьи 12 и 13 Федерального закона «О полиции». Нормативами, указанными в статье 2 представленного выше правового акта, вносятся следующие изменения в ФЗ-3:
- Предоставляется новая редакция пункта 34 части 1 статьи 12, текст которого гласит, что полицейские сотрудники в числе прочего уполномочены направлять заявления в территориальные налоговые органы в рамках выяснения обстоятельств расследуемого дела;
- Пункт 28 части 1 статьи 13 дополняется следующими словами: «а также в проверках плательщиков и непосредственных страхователей по запросам налоговых органов, либо территориальных органов Фонда социального страхования, на территории Российской Федерации».
Указанные выше изменения актуальны на период ноября 2017 года.
Важные положения Федерального закона о полиции
При детальном изучении регламента Федерального закона № 3 особое внимание следует уделить представленным ниже статьям:
- Статья 11 — определяет нормативы использования научно-технических достижений в сфере полицейских расследований. В частности указывается, что использование новейших технических средств является прямой обязанностью рассматриваемых органов;
- Статья 18 — определяет полномочия полицейских сотрудников в отношении применения физической силы, а также оружия и спецсредств. Указывается, что полицейский обязан пройти соответствующую подготовку перед тем, как ему передадут табельное оружие. Сотрудник, применивший силу или оружие, но не имевший на это конституционного права, призывается к административной или уголовной ответственности — в зависимости от тяжести нанесённого им урона;
-
Статья 19 — устанавливает порядок использования оружия, специальной техники и применения физической силы. В том числе устанавливается, что перед агрессивным действием против нарушителя, полицейский сотрудник обязан предупредить данного гражданина о собственных намерениях. Однако страж порядка уполномочен не выносить предупреждение, если:
- промедление грозит гибелью полицейского;
- могут пострадать граждане.
Если нарушитель в результате действий полицейского получил телесные повреждения средней или высокой тяжести, страж порядка обязан позаботиться о предоставлении ему квалифицированной медицинской помощи и о доставке раненного в медучреждение. В случае, если нарушитель скончался в результате действий полицейского, информация об этом должна быть направлена руководителю отделения в течение 24 часов.