Указание цб рф от 11.10.2018 n 4930-у

Аккредитив и его форма: прежняя или по-новому?

В связи с вступлением в силу Положения N 383-П возникли вопросы относительно применения п. 6.7 данного Положения: должен ли банк устанавливать форму аккредитива, а также можно ли применять форму 0401063 после 9 июля 2012 г.?

Действительно, в части использования аккредитива после вступления в силу Положения N 383-П произошли важные изменения. В частности, теперь кредитная организация должна самостоятельно установить и закрепить во внутренних документах реквизиты и форму (на бумажном носителе) аккредитива.

В аккредитиве должна быть указана следующая обязательная информация: номер и дата аккредитива, сумма аккредитива, реквизиты плательщика, реквизиты банка-эмитента, реквизиты получателя средств, реквизиты исполняющего банка, вид аккредитива, срок действия аккредитива, способ исполнения аккредитива, перечень документов, представляемых получателем средств, и требования к представляемым документам, назначение платежа, срок представления документов, необходимость подтверждения (при наличии), порядок оплаты комиссионного вознаграждения банков. В аккредитиве может быть указана иная информация.

Форма 0401063 не применяется с 9 июля 2012 г., она утратила силу с введением в действие Положения N 383-П. Несмотря на это, до того как форма аккредитива будет разработана и утверждена, вполне возможно использовать прежнюю форму.

Отказ от унифицированных форм — это уже тенденция; например, в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» руководитель кредитной организации по представлению лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, должен утверждать формы всех первичных документов.

Причем кредитная организация должна разрабатывать и утверждать в составе учетной политики не только нетиповые формы, а все формы без исключения. Конечно, за образец могут приниматься унифицированные формы, но в перспективе унифицированные формы корректироваться регулятором уже не будут, поэтому устаревшие позиции в этих формах кредитные организации должны будут изменять самостоятельно.

Таким образом, в целях реализации п. 1.8 Положения N 383-П банку необходимо самостоятельно разработать и утвердить форму аккредитива.

А.В.Габбасова

Аудитор

департамент банковского аудита

ООО «Листик и Партнеры»

Распоряжение клиента в электронном виде

Положение N 383-П предполагает возможность поступления в банк распоряжений как на бумажном носителе, так и в электронном виде

Важно, что между распоряжениями, поступающими на бумажных носителях, и распоряжениями, поступающими в электронном виде, существуют различия в процедурах приема и исполнения, в частности, перевод электронных денег осуществляется незамедлительно после принятия оператором распоряжения клиента

Если распоряжение клиента поступает в электронном виде, то количество электронных подписей должно соответствовать количеству подписей в карточке с образцами подписей и оттиска печати. На практике возникают вопросы относительно случая, если в карточке с образцами подписей и оттиска печати есть право первой и второй подписи: в этом случае распоряжение также должно иметь две электронные подписи?

Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к природе электронной цифровой подписи. По своей сути электронная цифровая подпись в электронном документе есть эквивалент собственноручной подписи на бумажном документе.

Таким образом, если исходить из того, что электронная цифровая подпись в электронном документе равнозначна собственноручной подписи на бумажном документе, то количество образцов электронных подписей, необходимое для подтверждения электронных документов, определяется исходя из количества первых и вторых подписей в карточке с образцами подписей и оттиска печати клиента.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector