Статья 31. требования к участникам закупки
Содержание:
- Содержание статьи 31 ФЗ-44
- Участник — индивидуальный предприниматель
- Участник — физическое лицо
- Требования к участникам закупки, согласно новой редакции ФЗ 44
- Единые требования к участникам закупки
- Комментарии к статье 31 закона об исполнительном производстве N 229-ФЗ
- Если участник не соответствует требованиям
- Как стать участником закупок
- Какие требования предъявляются к участникам госзакупок, есть ли какие-либо особенности при поведении электронного аукциона?
- Статья 31. Временное исполнение обязанностей
- Дополнительные особенности
- Основные различия требований к участникам госзакупок по законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ
Содержание статьи 31 ФЗ-44
В статье 31 ФЗ-44 говорится о физических и юридических лицах, которые участвуют в закупках. К ним предъявляются единые требования:
- Соответствовать условиям Настоящего Федерального закона. Обязаны выполнять в срок свою работу в коммерческой сфере, поставлять своевременно товар, оказывать услуги;
- Проводить ликвидацию юридического или физического лица по закупкам, если тот не соответствует установленным в законодательстве стандартам. Если нет решения арбитражного суда, проводить ликвидацию физического лица или индивидуального предпринимателя запрещается.
- Юридическое или физическое лицо не должно обладать задолженностями по платежам в бюджетной системе за текущий календарный год согласно ФЗ-44. Если они есть, то размер по долгам, согласно закону, не должен превышать 25 процентов от итоговой стоимости активов юридических или физических лиц за последний отчетный период. На него может быть подана жалоба о задолженности другими участвующими лицами. Она рассматривается в установленные сроки. Если жалоба не подтверждена, участник по закону допускается к закупке.
Это лишь основные требования, предъявляемые к лицам согласно ФЗ-44, которые могут участвовать в закупке. Чтобы узнать больше по теме, изучить статью 34 этого же 44 ФЗ.
Участник — индивидуальный предприниматель
Участнику торов со статусом индивидуально предпринимателя (ИП) дозволено заключать договоры намного крупнее, чем обычным физическим лицам. А по сравнению с юридическими субъектами ИП не требуется добавлять огромный набор документации, необходимой для прохождения аккредитации.
Особенности участия ИП в государственных закупках:
- запрет на государственный оборонный заказ, предусмотренный п.3 ст.3 275-ФЗ;
- вероятность риска отвечать по долгам всем личным имуществом;
- получение дополнительных преимуществ как для субъектов малого бизнеса;
- возможность применения упрощенной системы налогообложения, подразумевающей освобождение от уплаты НДС.
Участник — физическое лицо
Участники торгов, которые являются физическими лицами, также востребованы, как и остальные субъекты закупок.
Когда заказчик желает заключить договор с физическим лицом, он должен:
- выступить в роли налогового агента и удержать с него сумму в размере 13% от полученного дохода. В дальнейшем НДФЛ необходимо перечислить в соответствующий бюджет РФ. Изъятие процента денежных средств указывается в контракте;
- не забывать о том, что физическое лицо — это не субъект малой предпринимательской деятельности.
Если физическое лицо хочет быть в роли заказчика, то следует обратить внимание, что:
- это не позволит ему учувствовать в серьезных торгах. Если намечается крупная закупка, необходимо получить статус индивидуального предпринимателя;
- конечная сумма будет отличаться от указанной в контракте на 13%, которые относятся к налогообложению.
Требования к участникам закупки, согласно новой редакции ФЗ 44
Согласно регламенту статьи 31 Федерального закона № 44, к участникам сделки изучаемого типа предъявляются следующие требования:
- Прямое и косвенное соответствие нормам существующего законодательства Российской Федерации;
- Обладание фактическими правами на предоставляемые результаты творческого или интеллектуального труда, если целью заказчика является приобретение таковых;
- Отсутствие между участниками сделки (заказчиком и исполнителем) прямого конфликта интересов;
- Данное лицо не может являться офшорным предприятием;
- Отсутствие задолженности по налогам.
В случае проведения конкурсов и аукционов, заказчик уполномочен предъявлять следующие дополнительные требования. В число таковых входит:
- Предоставление документального подтверждения наличия денежных средств, достаточных для исполнения договорённостей;
- Предоставление документов, свидетельствующих о праве собственности или посредничества на передаваемый товар;
- Подтверждение наличия необходимого для исполнения контрактных обязательств технического оборудования;
- Наличие опыта работы в сфере, предусмотренной заключаемым контрактом;
- Предоставление специалистов необходимой квалификации для исполнения работ, предусмотренных соглашением.
Согласно пункту 10 изучаемой статьи 31 ФЗ-44, в случае оптовой купли-продажи медикаментов, входящих в Федеральный перечень жизненно необходимых препаратов, требования к участникам закупки предъявляются следующие:
- Придельное отпускное ценовое значение лекарственных препаратов должно быть официально зарегистрировано;
- Цена реализации рассматриваемых медикаментов не должна превышать предельное ценовое значение. Предельным ценовым значением для лекарственных препаратов Федеральных нужд является 10 000 000 рублей. Если участник закупки выставляет большую цену, заказчик вправе требовать понизить ценовой порог или вовсе отказаться от оформления соглашения.
Важно! Положения части 4 статьи 34 ФЗ 44 не применяются в отношении медикаментов, с поставщиком которых оформляется договорённость в соответствии со ст. 111.4 рассматриваемого Федерального закона
В случае отказа заказчика
В случае если заказчик отказывается оформлять контракт с подрядчиком или поставщиком, являющимся победителем на основании конкурсного отбора, данное лицо обязуется выставить соответствующий протокол в единой информационной системе. В соответствии с пунктом 11 изучаемой статьи Федерального закона № 44, данный протокол должен содержать следующую информацию:
- Место и время оформления настоящего документа;
- Причина отказа от подписания соглашения с подрядчиком;
- Полная информация о подрядчике;
- Подробные реквизиты сопутствующей подтверждающей документации.
Данный документ устанавливается в общей информационной системе в течение суток. В течение двух последующих дней заказчик обязан проинформировать участника закупки о своём отказе.
Бесплатная консультация юриста по телефону:
8 (804) 333-01-43
Единые требования к участникам закупки
Рассмотрим единые требования к участникам закупки. 1) соответствие требованиям, установленным к лицам, которые осуществляют поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся объектом закупки;Данное требование устанавливается заказчиком не в любой закупке, а только в определяемых законодательством случаях.Как подтверждается соответствие: приложенные в составе заявки выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к определенному виду работ (Допуск СРО), копия соответствующей лицензии и т.д.Как проверяет соответствие Заказчик: наличие в составе заявке данных документов. Также заказчик имеет право проверить подлинность документов. 2) непроведение ликвидации участника закупки, а также отсутствие признания его банкротом и открытия конкурсного производства; 3) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном КоАП РФ, на дату подачи заявки на участие в закупке; 4) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ за прошедший календарный год, размер которых превышает 25% балансовой стоимости активов участника закупки. 5) отсутствие у участника закупки — физического лица судимости (а также директора, главного бухгалтера или членов коллегиального исполнительного органа юридического лица) за преступления в сфере экономики, а также отсутствие лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и наказания в виде дисквалификации; 6) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности (требование устанавливается только если заказчик в рамках закупки приобретает права на такие результаты); 7) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов;Как подтверждается соответствие: Согласно статье 65 Закона №44-ФЗ, соответствие участников закупки требованиям данных 6 пунктов подтверждается декларацией. Как проверяет соответствие Заказчик: наличие декларации в составе заявки.Примечание: Участник закупки сам определяет, как будет выглядеть данный документ, т.к. к форме декларации законодатель требований не предъявляет. Можно декларировать отдельно каждый пункт или же составить общую декларацию. Очень часто заказчики в документации прикладывают рекомендованную форму декларации соответствия участников закупки требованиям – ей также могут воспользоваться участники закупки. Заказчик вправе проверить достоверность и соответствие участника данным, представленных в декларации (-ях). 8) участник закупки не является офшорной компанией.Как подтверждается соответствие: Данное единое требование к участникам закупки тоже является обязательным для участников, однако декларировать его не нужно. Как проверяет соответствие Заказчик: Комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участника данному требованию (за исключением случаев проведения электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора) в соответствии с предоставленной в заявке выпиской из ЕГРЮЛ.Примечание: В случае с электронным аукционом, соответствие данному пункту проверяет оператор электронной площадки при аккредитации участника на площадке. А при проведении запроса котировок, победитель обязан предоставить вместе с подписанным контрактом выписку из ЕГРЮЛ или ее нотариально заверенную копию, полученную не ранее чем за 6 месяцев до даты опубликования закупки.
Особняком стоит требование к участникам, которое заказчик вправе установить. Это отсутствие информации об участнике в реестре недобросовестных поставщиков (данное требование касается также учредителей, членов коллегиального исполнительного органа и директора, в случае если участник – юридическое лицо). Однако на практике редко встречается закупка, в котором данное требование не установлено.Как подтверждается соответствие: Как и предыдущее пункт, данное требование декларировать участникам закупки нет необходимости. Как проверяет соответствие Заказчик: комиссия по закупкам проверяет по имеющейся в составе заявки информации (ИНН, ФИО физического лица или наименование юридического лица) в реестре недобросовестных поставщиков.
Комментарии к статье 31 закона об исполнительном производстве N 229-ФЗ
Разъяснения о применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50.
В п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве» содержатся следующие разъяснения:
Возбуждение исполнительного производства в случае, если в судебном приказе не указаны дата и место рождения, а также место работы должника-гражданина
Для принудительного исполнения судебного приказа выдача исполнительного листа не требуется, поскольку судебный приказ является одновременно исполнительным документом и приводится в исполнение в порядке, установленном для исполнения судебных решений (часть вторая статьи 121, часть первая статьи 130 ГПК РФ, часть 2 статьи 229.1, часть 6 статьи 229.5 АПК РФ).
Поскольку в заявлении о выдаче судебного приказа дата и место рождения, а также место работы должника-гражданина указываются только в том случае, если они известны взыскателю, отсутствие таких сведений в судебном приказе не является основанием для вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства в силу пункта 4 части 1 статьи 31 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В «Обзоре судебной практики разрешения судами споров, связанных с принудительным исполнением требований исполнительных документов банками и иными кредитными организациями» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.06.2021) определена следующая правовая позиция:
Судебный приказ подлежит возвращению банком взыскателю при поступлении в банк сведений о его отмене
Судебный приказ, на основании которого банк приступил к обращению взыскания на денежные средства, впоследствии был отменен судом в связи с поступлением от должника возражений. Следовательно, с момента поступления в банк документа, подтверждающего отмену судебного приказа, в том числе представленного должником, обращение взыскания на денежные средства подлежит прекращению, а судебный приказ — возвращению (см. подробнее п. 19 Обзора судебной практики).
Оспаривание отказа в возбуждении исполнительного производства
- Административное исковое заявление об оспаривании постановления пристава об отказе в возбуждении исполнительного производств
- Административное исковое заявление о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя
- и другие образцы административных исковых заявлений см. в разделе «Административные исковые заявления. Образцы исков».
Если участник не соответствует требованиям
Если участник закупки не будет соответствовать всем обязательным требованиям электронной площадки, то он не сможет стать членом торгов и получит отрицательный комментарий от комиссии. Также, если он предоставит ложную информацию о своих данных, то его смогут отстранить или отказаться от предлагаемых им услуг на аукционе в любой момент до подписания с ним контракта. Это правило прописано в 9 части 31 статьи 44-ФЗ.
Чтобы допустить в участие на закупки только добросовестных лиц, комиссия рассматривает заявку каждого кандидата на соответствие установленным требованиям и условиям.
Компания-поставщик должна исправить все недочеты и тогда она сможет попробовать участвовать в закупке снова.
Например, участились случаи применения индекса деловой репутации. Для этого нужно подтверждать сертификат, который соответствует ГОСТ Р 66.1.01-2015. Не каждая организация сможет осуществить данное условие. Оно не является обязательным и носит добровольную форму.
Также заказчик самостоятельно решает какие требования предъявить к исполнителю, например:
- особая форма заявки и ее содержимого;
- присутствие срочных справок, на получение которых не хватает времени;
- наличие связи с производителем;
- имеющийся опыт в аналогичной поставке и др.
Как стать участником закупок
Перед тем зарегистрироваться на электронной торговой площадке, убедитесь, что ваша ниша будет востребована среди заказчиков. Если производимые товары или оказываемые услуги имеют спрос среди покупателей аукциона, то смело приступайте к участию.
1. Выберите организационно-правовую форму.
2. Получите электронную цифровую подпись (ЭЦП) и пройдите аккредитацию на электронной торговой площадке.
Для этого вам потребуется несколько дней на оформление, а также вносить по 5-7 тысяч рублей каждый год. Площадки, на которых возможно принять участие в торгах по 44-ФЗ:
- АО «ЕЭТП»;
- «РТС-тендер»;
- ЗАО «Сбербанк-АСТ»
- «АГЗРТ»;
- АО «РАД»;
- ЭТП «НЭП»;
- ЭТП «ГПБ»;
- «ТЭК-Торг».
Чтобы быстро пройти на них аккредитацию, достаточно зарегистрироваться в Единой информационной системе (ЕИС).
3. Приступите к поиску торгов и ознакомлению с должной документацией.
На сайте ЕИС представлены государственные закупки по 44-ФЗ. Благодаря его функционалу можно осуществлять регулирование параметров на свое усмотрение. Например, обозначить:
- рамки для максимальной и минимальной стоимости;
- регион, в котором находится поставщик;
- ключевые слова, фразы для быстрого и точного поиска;
- этап, на котором находятся торги и др.
4. Создайте специальный счет в банке, необходимый для обеспечения заявки.
5. Соберите всю должную документацию для подачи заявки.
6. Выиграйте торги и подпишите контракт.
На рассмотрение проекта дается пять дней. В течение этого времени изучите:
- промежуток времени, данного на осуществление обязательств;
- указанный срок оплаты;
- возможные штрафы, если обязательства будут выполнены некачественно.
Какие требования предъявляются к участникам госзакупок, есть ли какие-либо особенности при поведении электронного аукциона?
Законодатели уделили отдельное внимание определению требований к участникам закупок по 44-ФЗ, перечислив их отдельно в ст. 31 данного закона. Единые требования к участникам закупки обширны, что представляется вполне оправданным с учетом расходования бюджетных средств. В частности, к ним относятся следующие:
- Обязательное соответствие законным требованиям, предъявляемым к субъектам деятельности, которые становятся предметом закупки.
- Организация-участник не может ни находиться в процессе ликвидации, ни быть признанной решением арбитражного суда банкротом, ни быть в стадии конкурсного производства. В подтверждение соответствия данному требованию участник представляет лицензии, сертификаты и другие разрешительные документы.
- На дату обращения с заявкой деятельность участника закупки не должна быть приостановлена в результате административного производства.
- Заказчик не должен иметь за прошедший год недоимок по обязательным платежам в бюджет всех уровней, превышающих четверть стоимости его активов. Исключение сделано лишь для организаций, подавших заявление об обжаловании таких недоимок, если решение по нему еще не принято, а также для тех, кому были предоставлены отсрочки, рассрочки, инвестиционные налоговые кредиты, чьи задолженности были реструктурированы, признаны исполненными или безнадежными в законном порядке.
- У руководителя организации и главного бухгалтера не должно быть непогашенной или неснятой судимости за преступные действия экономической направленности либо по статьям о взяточничестве. Также они не должны быть подвергнуты дисквалификации либо запрету заниматься видом деятельности, ставшим предметом закупки, по решению суда. К закупке не могут быть допущены и юр. лица, привлеченные к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП в течение 2 лет, предшествовавших заявке.
- Участник должен иметь исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, если при исполнении предмета закупки он приобретет их. Закон делает исключение из правил для создания литературных или кинопроизведений, а также произведений искусства.
- Недопустима регистрация участников в офшорах. Данный факт подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
- Не должно быть конфликта интересов между участником и заказчиком, вызванного брачными и родственными связями.
Примечание: заказчик вправе установить и требование об отсутствии регистрации участников в реестре недобросовестных (до недавних пор это было обязательным). Также п. 2 ст. 31 закона № 44-ФЗ предусматривает возможность установления дополнительных требований для закупок, проводимых в порядке двухэтапных и закрытых конкурсов или конкурсов для ограниченного числа участников.
Участники закупок должны в полной мере соответствовать законно предъявленным требованиям независимо от способа проведения закупки, в том числе и тогда, когда она проводится в виде электронного аукциона. Однако проверка соответствия в последнем случае будет иметь некоторые особенности. Так, комиссия по проведению закупок проверяет соответствие требованиям, предъявленным к участникам электронного аукциона, за исключением пп. 1 и 10 ст. 31 ФЗ № 44-ФЗ — соответствие им проверяет оператор электронной площадки при аккредитации.
Статья 31. Временное исполнение обязанностей
1. На сотрудника с его согласия могут быть временно возложены обязанности по вышестоящей должности в органах принудительного исполнения с одновременным освобождением его от исполнения обязанностей по замещаемой должности либо без такового.
2. Срок исполнения обязанностей по вакантной (не замещаемой другим сотрудником) должности не может превышать в текущем году шесть месяцев.
3. Непрерывный срок исполнения обязанностей по вакантной (не замещаемой другим сотрудником) должности младшего, среднего или старшего начальствующего состава не может превышать четыре месяца, а по должности высшего начальствующего состава — шесть месяцев.
4. Непрерывный срок исполнения обязанностей по невакантной (замещаемой другим сотрудником) должности в органах принудительного исполнения в период временного отсутствия замещающего эту должность сотрудника не может превышать четыре месяца, за исключением случая, если на сотрудника с его согласия возлагается исполнение обязанностей по невакантной должности с одновременным освобождением его от исполнения обязанностей по замещаемой должности на период нахождения замещающего ее сотрудника в отпусках по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
5. Сотрудник, временно исполняющий обязанности по вакантной должности в органах принудительного исполнения, может быть назначен на нее в порядке перевода до окончания срока временного исполнения обязанностей.
6. Возложение на сотрудника временного исполнения обязанностей в соответствии с настоящей статьей и освобождение его в связи с этим от исполнения обязанностей по замещаемой должности младшего, среднего или старшего начальствующего состава осуществляются на основании приказа уполномоченного руководителя, за исключением случая, если исполнение обязанностей непосредственного руководителя (начальника) в период его отсутствия предусмотрено должностной инструкцией сотрудника.
7. Порядок возложения на сотрудника временного исполнения обязанностей по должности высшего начальствующего состава и освобождения его от временного исполнения обязанностей по должности высшего начальствующего состава устанавливается Президентом Российской Федерации.
8. Денежное довольствие сотруднику, временно исполняющему обязанности по должности в органах принудительного исполнения в соответствии с настоящей статьей, выплачивается в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
9. В связи со служебной необходимостью по решению уполномоченного руководителя сотрудник может без освобождения от замещаемой должности в органах принудительного исполнения и его согласия привлекаться к исполнению обязанностей по иной должности, не предусмотренных должностной инструкцией, на срок до одного месяца в течение календарного года с выплатой должностного оклада не ниже, чем по замещаемой должности.
Дополнительные особенности
На основании несоответствия требованиям участник может быть отстранен от контракта на любом этапе вплоть до момента заключения контракта. Если заказчик отказывается от сотрудничества, то соответствующий протокол должен появиться в ЕИС не позже одного дня. Решение заказчика об отказе может быть обжаловано участником.
Для чего нужны требования? Они нужны для качественного исполнения контракта. К примеру, это контракт на возведение моста. Лицо, участвующее в заказе, должно иметь все оборудование, требуемое для работы. Без этого мост не будет возведен в рекомендуемые сроки.
Документы, доказывающие соответствие требованиям
Требования к участникам размещены в аукционных документах. Для подтверждения своего права на участие в контракте понадобятся эти бумаги:
- Декларация, оформленная в свободной форме.
- Выписка из ЕГРЮЛ, предоставленная не ранее чем за полгода до момента подачи заявки на конкурс. Предоставляется она в том числе в электронной форме.
- Уставные бумаги.
- Если есть дополнительные требования, нужно предоставлять дополнительные бумаги. К примеру, заказчик требует определенного количества сотрудников определенной квалификации. В этом случае нужно получать справку из кадрового отдела. Этот документ подписывается руководителем фирмы и заверяется печатью.
Если какой-либо документ у поставщика отсутствует или информация в бумагах изложена неверно, заявка участника отклоняется.
Основные различия требований к участникам госзакупок по законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ
В соответствии со ст. 3 закона «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ заказчиками товаров, работ, услуг, нужд могут быть органы государственной или муниципальной власти, бюджетные учреждения, унитарные предприятия — при условии выделения им бюджетных средств для произведения капитальных вложений в объекты муниципальной или государственной собственности, а также отдельные юридические лица (корпорации «Росатом» и «Роскосмос»). Также рассматриваемый закон содержит исчерпывающий перечень основных и дополнительных требований, которые могут быть предъявлены к участникам закупки.
Не стоит путать его с законом «О закупках…» от 18.07.2011 № 223-ФЗ: в отличие от закона № 44-ФЗ, регулирующего отношения в сфере государственных и муниципальных закупок, 223-ФЗ регламентирует отношения в области закупок для нужд отдельных юридических лиц с превалирующей долей участия публично-правового образования. Кроме того, он предоставляет значительно больше свободы в выражении требований заказчику и дает тому право разработки собственного положения о закупке, ограничиваясь указанием в ч. 1 ст. 3 на обязательную соизмеримость и исчерпываемость требований
Это особенно важно, поскольку, только правильно определив нормативный акт, которым следует руководствоваться, заказчик сможет законно провести закупку и предъявить справедливые требования к участникам