Земли особо охраняемых территорий и объектов

Перевод

Состояние данных земель не может оставаться без изменений. Со временем некоторые из них могут утратить свою первоначальную ценность, из-за которой они и выделены в охраняемую категорию. Например, изменение климата может привести к утрате полезных свойств курортной зоны.

Поэтому перевод такой земли в другую категорию возможен, это предусмотрено законодательством. Для перевода должно быть серьезное обоснование и результат государственной экспертизы, которая подтверждает утрату ценных качеств.

Также может быть переведена в категорию Оопт и земля из категории, например, населенных пунктов или лесного фонда. Благоприятный климат, здоровая атмосфера могут способствовать выведению части лесного массива в зону лечебно-оздоровительную. Как правильно осуществить такой перевод?

  1. В исполнительный орган местной или государственной власти подается ходатайство о переводе земли в другую категорию.
  2. К нему нужно приложить несколько важных документов, среди которых — копия документа, удостоверяющего личность, выписка из ЕГРН. Лицо физическое подает еще выписку из ЕГРИП, юридическое — выписку из ЕГРЮЛ.
  3. Обязательный документ — заключение государственной экологической экспертизы.
  4. Если у участка есть владелец, он должен дать свое письменное согласие на осуществление перевода земли.
  5. Ходатайство рассматривается, потом выносится по нему решение. Если ответ отрицательный, заявителю должен быть выдан акт об отказе, потом на его основании можно подать жалобу в суд.
  6. Перевод земли должен быть зарегистрирован в кадастровой службе.

Историко-культурная ценность

В данную группу относятся земельные участки, на которых размещены памятники, истории, культуры, архитектуры, ландшафтного искусства, военные захоронения и другие объекты, сохранность которых имеет большое значение для истории и культурного наследия государства.

На таких землях не проводится хозяйственная деятельность, здесь нельзя заниматься работами, которые могут принести вред охраняемой земле и объектам на ней. Правовой режим относительно такой земли обязателен для соблюдения физическими и юридическими лицами.

Если у такого участка есть собственник, он обязан охранять культурное и историческое наследие, принимать меры по его защите от вандализма.

Земли особо охраняемых природных территорий

  К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.

 Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.

  На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.

  Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.

 В целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель, в том числе путем выкупа, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.

  Земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.

Правовая охрана особо охраняемых природных территорий отдельных видов

Хозяйственная деятельность человека в пределах заповедника запрещена. Малозначимые исключения по этому поводу предусмотрены в отношении исследовательских работ и туризма.

Примечательно, что п. 1.1 ст. 15 Закона РФ № 33-ФЗ установлен императивный запрет на увеличение площадей других зон национального парка за счет заповедной. На территориях национальных парков запрещена:

  • деятельность, наносящая вред природным комплексам, представителям животного и растительного мира, культурно-историческим объектам, почвенному покрову;
  • разработка полезных ископаемых;
  • мероприятия, которые могут изменить гидрологический режим;
  • предоставление участков под садоводство, дачное хозяйство;
  • строительство линейных объектов, кроме тех, которые обеспечивают функционирование природных парков;
  • лесозаготовка в промышленных масштабах;
  • стоянка, движение автомобилей и спецтехники, кроме используемых для обеспечения функционирования природного парка;
  • выпас и прогон домашних животных, кроме путей общего пользования;
  • сплав древесины по водотокам;
  • организация массовых мероприятий, разбивка туристских стоянок, разведение костров за пределами специально предусмотренных мест;
  • самовывоз предметов, имеющих культурную или историческую ценность.

Вопросы хозяйственной деятельности компаний, действующих на территории национальных парков, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на их территории подлежат согласованию с Минприроды РФ и его уполномоченными органами.

В силу вышеназванного Закона РФ № 33-ФЗ на территории природных заказников запрещается деятельность, могущая причинить вред природным комплексам или их компонентам. Правовой режим земель заказников, а также объем ограничений устанавливается Положением о заказнике.

Малочисленным народам, для которых территория заказника является исконной средой обитания, разрешается общее и специальное природопользование в традиционной для них форме. На участках под памятниками природы, а также на территориях дендропарков и ботанических садов запрещается всякая хозяйственная деятельность, не связанная с защитой таких памятников, обеспечением функционирования дендропарков и садов.

Как происходит изъятие особо ценных земель

По регламенту действующего российского законодательства 2021 года у частных собственников разрешается изъятие особо ценных территорий. Право на это государство получает только после официального объявления конкретной земли заповедным участком.

Если на рассматриваемом районе имеются памятники природы или объекты, такие участки могут изыматься у владельцев в пользу государства. При необходимости подключается и судебная практика.

При официальном изъятии земель, признанных заповедными участками, собственники в обязательном порядке получают компенсацию и возмещение всех понесенных убытков.

Стоит знать, что государственное изъятие территорий происходит в случае установления официального режима и статуса земель, предусматривающего данную практику. Это мера направлена на дальнейшую защиту охранных заповедных комплексов от негативного, разрушающего воздействий человека или имеющихся сооружений.

Отчуждение не производится в случае, когда рассматриваемую территорию возможно использовать независимо от ее местонахождения.

Но в таком случае происходит установление особого правового режима. Он ограничивает владельцам участков их деятельность и разрешает использовать данные земли в соответствии со списком, сформированным уполномоченными органами либо Правительством России.

Комментарий к Статье 94 Земельного кодекса РФ

Перечень особо охраняемых территорий, предусмотренный в комментируемой статье и в последующих статьях данной главы, не является исчерпывающим: указанными выше органами исполнительной власти устанавливаются и иные виды особо охраняемых земель. В ряде крупных городов приняты и действуют нормативные правовые акты, регулирующие использование и охрану пригородных зон, земель, занятых городскими лесами, парками, иными зелеными насаждениями, выделяемых на особо охраняемых территориях, предусмотренных в главе IX «Природные объекты, находящиеся под особой охраной» ФЗ об охране окружающей среды.

Защита земель особо охраняемых территорий нередко становится предметом судебных споров. Так, Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики установил следующее. Национальный парк «Приэльбрусье» обратился в суд с иском к пансионату о взыскании ущерба, причиненного самовольной вырубкой пяти деревьев и нарушением 42 кв. м плодородного слоя почвы при разрытии котлована под строительство котельной. В кассационной жалобе пансионат просит отменить постановление апелляционной инстанции, ссылаясь на то, что не дана оценка отсутствию доказательств, подтверждающих факт совершения правонарушения.

В подтверждение факта совершения ответчиком правонарушения представлен протокол; национальный парк «Приэльбрусье» относится к особо охраняемым природным территориям; занимаемая территория пансионата входит в территорию национального парка, а поэтому хозяйственная деятельность ответчика на указанной территории должна совершаться в соответствии с требованиями ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»; согласно п. 2 его ст. 15 на территории национального парка запрещена деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, в том числе деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова, рубки деревьев, расширение и строительство новых хозяйственных объектов.

Ответчик приступил к строительству котельной без разрешения органов государственной власти, без согласования с соответствующими органами управления, без проведения экологической экспертизы. Доводы заявителя жалобы о том, что протокол не имеет доказательственной силы, поскольку составлен без участия представителя ответчика, несостоятельны: согласно п. 64 Постановления Правительства РФ «Об утверждении правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации» о дне проведения освидетельствования мест рубок лесопользователь извещается письменно лесхозом или лесничеством; если лесопользователь уклоняется от участия в проведении освидетельствования, оно может быть проведено в одностороннем порядке с извещением лесопользователя о дне его проведения.

Истец письмом обратился к ответчику с предложением принять участие в составлении протокола, что подтверждается почтовой квитанцией об отправке заказной корреспонденции. Ответчик уклонился от участия в составлении протокола о лесонарушении; ответ на претензионное письмо ответчик истцу не направил; доказательств, опровергающих факт вырубки деревьев и иные сведения, содержащиеся в протоколе о нарушении, не представил.

См. также ФЗ от 28 декабря 2013 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» N 406-ФЗ, которым также дополняются ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», «Об экологической экспертизе», «Об охране озера Байкал», «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», «Об охране окружающей среды», ЗК РФ, ЛК РФ.

Виды

Категория земель со статусом охраняемых достаточно обширная, она включает земельные участки с разными характеристиками и особенностями. С учетом этих особенностей и разрабатываются меры по защите и охране. Выделяется несколько видов земель данной категории:

  1. Это земли с природоохранным значением.
  2. С рекреационным.
  3. Территории, которые подходят для создания курортных, санаторных, лечебно-оздоровительных зон.
  4. Земли, на которых располагаются объекты исторического, культурного значения.
  5. Другие участки, которые также могут иметь ценность.

Земли особо охраняемые — это не только обширные заповедники или курортные зоны. Это также может быть городской парк или сквер, территория биологической станции, берег водоема в черте города.

Выделение всех этих земель в отдельную категорию и присвоением им особенного статуса — огромный шаг в вопросе охраны окружающей среды и восстановления нормальной экологической ситуации.

Нередки случаи, когда физические и юридические лица идут на нарушение правового режима земельного участка в целях получения прибыли, относительно них теперь могут применяться меры как административной, так и уголовной ответственности.

Рекреация

Для отдыха, спортивных занятий, туризма по всей стране работают различные дома отдыха, туристические парки, кемпинги, спортивные лагеря.Территории, где такие объекты располагаются, относятся к землям с рекреационным статусом. Эти земли могут находиться как в собственности государства, местной власти, так и в частной собственности. В таком случае создание туристических лагерей, троп, трасс осуществляется на основании договора с собственником. На участке действует принцип сервитута, но сама земля остается в собственности у владельца. На данных землях нельзя заниматься теми видами деятельности, которые не соответствуют видам разрешенного использования данных участков.

Лечебно-оздоровительные территории

На таких землях естественным путем создавались условия, максимально благоприятные для отдыха, выздоровления, восстановления физических и душевных сил людей. Они обладают комфортным и целебным климатом, имеют чистую экологию. Здесь могут находиться водные источники с полезными минералами или другими лечебными свойствами.

На территориях земель с лечебно-оздоровительным статусом, как правило, располагаются санаторные, курортные зоны, центры реабилитации. Это может быть местность равнинная, горная, с различными водоемами.

Земли лечебно-оздоровительного значения условно разделяют на три санитарных зоны. Земли первой санитарной зоны могут изыматься. Для второй зоны существует много строгих запретов относительно ее использования, застройки:

  • Здесь нельзя строить объекты, которые не связаны с курортной сферой и сервисом.
  • Запрещается проводить любые работы, вызывающие загрязнение территории, окружающей среды в целом.
  • Также под запретом виды деятельности, из-за которых проходит истощение целебных природных ресурсов.

Третья зона — также земли, на которых ограничено строительство промышленных объектов, объектов сельскохозяйственной деятельности. Любой вид работы, проводимый на такой территории, не должен загрязнять окружающую среду.

Территории особого назначения: что гласит закон

Земельный кодекс России, а именно ст. 94 дает полное определение особо охраняемых земельных территорий (ООТ)

В полный список входят районы, имеющие особо важное предназначение

В том числе:

  • научное;
  • эстетическое;
  • рекреационное;
  • оздоровительное;
  • природоохранное;
  • историко-культурное.

Все данные области выведены (полностью или частично) из хоз. оборота РФ и охраняются законом. Используются они согласно установленному правовому режиму, который регламентирует ФЗ РФ за № 33. Такие зоны могут быть определены и на основании официальных постановлений местного/регионального уполномоченного ведомства.

Состав ООПТ

Все потенциальные и существующим собственники своих участков обязаны знать, какие земли входят в состав земель особо охраняемых природных территорий.

К районам, обладающим статусом «особо охраняемые», относятся шесть основных типов. А именно:

Области, определенные под санаторные, курортные и лечебные зоны.
Регионы проживания и природопользования малых коренных народов РФ.
Природоохранные земли, основное предназначение которых – забота и охрана природы.
Историко-культурные

Районы, имеющие особую важность для культурного наследия нашей страны.
Рекреационные. Сюда относятся территории, выделенные для туризма, занятий спортом и оздоровительного отдыха.
Заповедные природные комплексы

Сюда входят национальные парки, ботанические сады, дендрарии, государственные заказники (районы произрастания редких растений, мест обитания вымирающих животных и различные геологические мемориалы-образования). В этот список включены и биосферные резервации – заповедные области под охраной ЮНЕСКО, созданные искусственно для сохранения экологических систем и природного генофонда.

К особо охраняемым землям также могут относиться и биостанции, береговые зоны, малые заповедники, произведения садового и паркового искусства и иные природные уникальные ландшафты.

Памятники природы

В силу ст. 25 Закона РФ № 33 к памятникам природы причисляют уникальные, редкие и невосполнимые объекты естественного и искусственного происхождения, ценные в экологическом, эстетическом, научном или культурном плане. Памятниками могут признаваться, например:

  • отдельно стоящие объекты: пещеры, истоки рек, реликты, деревья-долгожители;
  • живописные или эталонные участки природных комплексов, старинные парки, каналы, участки со следами сейсмических явлений, гидроминеральные комплексы, лагуны.

По сравнению с другими природоохранными территориями памятники природы занимают меньшую площадь. Памятники могут иметь местное, региональное или общефедеральное значение. В зависимости от специализации памятники подразделяются на:

  • ботанические;
  • геологические;
  • гидрологические;
  • комплексные.

Отдельно стоящие объекты или комплексы признаются памятниками природы:

  • общефедерального значения – Правительством РФ по представлению Минприроды;
  • регионального значения – органами госвласти субъектов РФ.

Учреждение памятников природы влечет запрет реализации на соответствующей территории всякой хозяйственной деятельности. Учитывая этот факт, в большинстве случаев соответствующие участки изымаются у собственников в порядке ст. 279 Гражданского, главы VII.1 Земельного и ст. 60 Водного кодексов РФ.

Объекты Всемирного наследия

Это следующие зоны:

  • леса Коми (север Уральских гор);
  • вулканы камчатского полуострова;
  • Ленские столбы (национальный парк Якутии);
  • озеро Байкал (глубочайшее озеро на планете);
  • остров Врангеля (находится в Северно-Ледовитом океане);
  • горы Алтая (горная система Центральной Азии и юга Сибири);
  • Сихотэ-Алиньский комплекс (расположен на Дальнем Востоке);
  • районы западного Кавказа (часть горной системы Большого Кавказа);
  • Даурский биосферный заповедник (природная территория Монгол-Дагуур);
  • Убсунурская котловина (природный биосферный заповедник в республике Тыва);
  • плато Путорана (горный массив на северо-западе Среднесибирского плоскогорья).

Все земли, включенные в зону всемирного наследия и охраны, включают в себя 5 национальных парков, 13 заповедников и 2 госзаказника. В России общее число территорий со статусом ООПТ составляет 12 000. Их общая площадь порядка 233 млн га. Большую часть из них (около 65%) занимают охраняемые земли регионального значения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector