Настройка шрифта:

Основные положения Конвенции: краткое содержание

Все страны, принявшие Конвенцию, должны соблюдать ее положения. Международный правовой акт состоит из трех основных частей, поэтому необходимо ознакомиться с каждой из них.

Первая часть

Ознакомимся с кратким содержанием статей, указанных в первой части:

  1. Статьи 1-4: дается определение понятию «ребенок», а также говорится о том, что интересы несовершеннолетних стоят выше, чем потребности общества. Государства, принявшие международный правовой акт, обязуются следить за соблюдением его принципов.
  2. Статьи 5-11: содержат наиболее важные интересы несовершеннолетнего. А именно, право на:
    • жизнь;
    • имя;
    • получение заботы и воспитания от родителей;
    • получение бесплатной врачебной помощи.
  3. Статьи 12-17: определяют права детей на выражение собственного мнения, свободу мысли, получение необходимой информации.
  4. Статьи 20-27: определяют интересы особых категорий детей. Речь идет о лицах, оставшихся без попечительства биологических родителей. Государство обязано защищать таких детей, заботиться о них, дать возможность обрести новую семью.

К особой категории детей относятся и беженцы, даже если они пересекли границу со своими родителями. Несовершеннолетний может рассчитывать на получение гуманитарной помощи.

  1. Статьи 28-31: закрепляют права детей на уровень жизни, необходимый для умственного, физического и духовного развития несовершеннолетнего.
  2. Статьи 32-36: государство обязано защищать детей от незаконного привлечения к трудовой деятельности, принятия алкоголя и наркотических веществ, похищения и рабства. Если несовершеннолетний будет подвержен экономической эксплуатации, которая препятствует получению школьных знаний, то это негативно отразится на его психическом и умственном развитии. Государство устанавливает минимальный возраст, при достижении которого гражданин может устроиться на работу.

Если несовершеннолетний будет вовлечен в преступную деятельность, то виновное лицо понесет уголовную ответственность. Это касается и случаев, когда малыша заставляют принимать наркотические вещества или алкоголь.

Статьи 37-40: определяют права отпрыска, который попал в места заключения или зону военных действий. Несовершеннолетнего нельзя казнить, посадить в тюрьму на пожизненный срок, а также подвергать пыткам.

Вторая часть

Во второй части содержатся статьи 42-45. Они определяют численный состав Комитета, его обязанности и структуру. Также в одной из статей указывается право ребенка начать трудовую деятельность при достижении 14 лет.

Во второй части также говорится о том, как государства-участники Конвенции обмениваются друг с другом информацией.

Каждые 4 года осуществляется избрание Комитета. Его главной обязанностью считается рассмотрение обращений о случаях нарушения интересов малолетних граждан. Если жалоба была не анонимной, то Комитет имеет право расследовать конкретную ситуацию.

Третья часть

В третьей части содержатся статьи 46-54. Они определяют порядок решения процедурно-правовых проблем соблюдения государством положений международного правового акта. В одной из статей говорится о том, что любое государство может принять Конвенцию, при этом необязательно, чтобы оно входило в ООН.

Право на образование

В международном правовом акте говорится о том, что отпрыск имеет право на получение бесплатного начального образования. Оно должно быть доступно для всех слоев общества. Государство также стремится предоставить гражданам возможность получить среднее и высшее образование.

Одна из основных целей международного документа — побороть безграмотность населения, а также обеспечить получение всеми гражданами новейших научно-технических знаний.

Воспитание несовершеннолетнего

Международным правовым документом предусмотрено, что когда отпрыск достигнет определенного возраста, он сможет высказывать свое мнение при решении внутрисемейных вопросов. Также позиция чада будет учитываться на судебных заседаниях, если затрагиваются его интересы.

В международном правовом документе сказано, что отпрыск имеет право видеться со своими родственниками. Исключением считаются случаи, когда такие встречи вредят несовершеннолетнему.

Краткое содержание документа

Текст разделен на 4 части. Основные положения конвенции о правах ребенка – преамбула (аннотация) и 54 статьи, в которых четко разграничено и объяснено, какие возможности государство предоставляет каждому гражданину в возрасте от рождения до 18 лет. Так как малыш не может сам отстоять свои интересы, эта задача возложена на родителей, опекунов или государство.

Конвенция ООН о правах ребёнка устанавливает следующие постулаты закона:

  1. Каждый несовершеннолетний гражданин обладает равными возможностями вне зависимости от социального или материального положения семьи, различий по половому признаку, цвету кожи, национальности, вероисповедания и другим различиям.
  2. Государство и родители должны создать подходящие условия, чтобы дети нормально развивались в духовном, нравственном, физическом направлении. При этом обязанностей, оформленных законодательно, к несовершеннолетним не предъявляется.
  3. Человек, вне зависимости от возраста, должен быть гражданином той страны, в которой он родился. Гражданство и имя вправе иметь каждый.
  4. Определяя право на жизнь, соответственно надо предоставить жилье, медицинское обслуживание, образование, социальное обеспечение не только здоровым несовершеннолетним членам общества, но и отмеченным физическими или умственными недостатками.
  5. Малыш должен воспитываться в семье с родителями (родными или приемными). Нельзя разлучать мать и дитя, если нет законных оснований.
  6. Государство должно обеспечить маленьким гражданам защиту от посягательств сексуального плана, насилия, жестокого обращения со стороны близких или посторонних людей.
  7. Каждый маленький человек видит окружающий мир по-своему, а взрослые должны считаться с мнением и желаниями несовершеннолетних.

Краткое содержание основных положений

По статьям Конвенции содержание распределяется следующим образом:

  1. в первой статье определяется кто такой ребенок,
  2. в 2-12-ой закреплены перечисленные выше принципы,
  3. в 13-31-ой указываются права и позитивные свободы, а именно свобода выражения мнения, вероисповедания и ассоциаций.

Среди перечисленных статей выделяют две: 22 и 23, которые касаются обязанности общества и государства обеспечить особую заботу детям-беженцам и детям-инвалидам.

Далее статьи 32-37 — в них классифицируются государственные гарантии, дающиеся детям: защита от принудительного и опасного труда, сексуального насилия, работорговли и экономической эксплуатации, похищения и пыток, а также недопущение употребления несовершеннолетними нелегальных наркотических веществ.

Также частично 37 и 40-41 статьи регламентирует применения мер уголовного преследования и лишения свободы несовершеннолетних за совершенные правонарушения, а статья 39 гарантирует ребенку, перенесшему указанное обращение, необходимый восстановительный период повышенного внимания и ухода, для лечения, социальной и психологической адаптации.

В 38 статье даются гарантии неучастия несовершеннолетних в войнах, уважения их прав и интересов в периоды военных действий. Вторая часть документа (статьи с 42 по 45) посвящена созданию, составу и регламенту деятельности отдельного комитета, который отслеживает выполнение государствами-участниками положений конвенции.

Наконец, еще один раздел документа (представленный с 46 по 54 статьи) — это заключительные административно-технические положения.

СОДЕРЖАНИЕ

Конвенция касается особых потребностей и прав ребенка. Он требует, чтобы «страны, ратифицировавшие эту конвенцию, были связаны с ней международным правом». Ратифицирующие государства должны действовать в наилучших интересах ребенка.

Во всех юрисдикциях реализация Конвенции требует соблюдения законов об опеке и опеке над детьми, поскольку каждый ребенок имеет основные права, включая право на жизнь , свое имя и идентичность, право на воспитание своими родителями в рамках семьи или культурной группы и отношения с обоими родителями, даже если они разлучены .

Конвенция обязывает государства разрешать родителям выполнять свои родительские обязанности. Конвенция также признает, что дети имеют право выражать свое мнение и на то, чтобы эти мнения были услышаны и в соответствии с ними принимались меры, когда это необходимо, на защиту от жестокого обращения или эксплуатации , а также на защиту их частной жизни . Это требует, чтобы их жизнь не подвергалась чрезмерному вмешательству.

Конвенция также обязывает подписавшие ее государства разделять юридическое представительство ребенка в любом судебном споре, касающемся ухода за ним, и просит, чтобы точка зрения ребенка была выслушана в таких случаях.

Конвенция запрещает смертную казнь для детей. В своем Замечании общего порядка № 8 (2006 г.) Комитет заявил, что «все государства-участники обязаны незамедлительно принять меры для запрещения и отмены всех телесных наказаний и всех других жестоких или унижающих достоинство видов наказания детей». Статья 19 Конвенции гласит, что государства-участники должны «принимать все соответствующие законодательные, административные, социальные и образовательные меры для защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия», но не упоминает телесные наказания . Толкование Комитетом этого раздела как включающего запрет на телесные наказания было отклонено несколькими государствами-участниками Конвенции, включая Австралию , Канаду и Соединенное Королевство .

Европейский суд по правам человека сослался на Конвенцию при толковании Европейской конвенции о правах человека .

Глобальные стандарты и культурный релятивизм

Глобальные стандарты прав человека были оспорены на Всемирной конференции по правам человека в Вене (1993 г.), когда правительства ряда стран (в первую очередь Китая, Индонезии, Малайзии и Ирана) высказали серьезные возражения против идеи универсальных прав человека. Существуют нерешенные противоречия между «универсалистским» и «релятивистским» подходами к установлению стандартов и стратегий, направленных на предотвращение или преодоление злоупотреблений трудоспособностью детей.

Детские браки и рабство

Некоторые ученые связывают детские браки с рабством и схожими с рабством обычаями. Детские браки как рабство прямо в Конвенции не рассматриваются.

Об основных гарантиях прав ребенка

Комитет по правам ребенка, который следит за соблюдением КПР, проводит расследования нарушений, контролирует исполнение распоряжений, располагается Женеве. Каждая страна, ставшая участницей Конвенции, должна один раз в 5 лет представить в Комитет доклад, в котором освещаются вопросы использования прав в данной стране, их нарушения, меры по исправлению положения для защиты прав детей.

В статьях 42-45 КПР установлены требования по представлению докладов странами, а так же о том, что:

  • участники Конвенции должны информировать население о правах детей;
  • утвердить состав Комитета по контролю над соблюдением и защитой детских прав;
  • предпринимать шаги по международному сотрудничеству в реализации КПР.

  Молодежь стран, участвующих в Конвенции, дети, взрослые, заинтересованные в ее соблюдении, могут представить в Комитет ООН свой доклад, если они считают, что доклад уполномоченного не дает правильной картины в реализации и защите прав детей их страны.

В нашем законодательстве права ребенка охраняются Конституцией РФ, а так же Семейным кодексом и Федеральным законом, принятым Госдумой в июле 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» с поправками, введенными в 2013 году ФЗ №58.

Федеральный закон устанавливает цели, которых придерживается государственная политика нашей страны, действующая в интересах подрастающего поколения (ст.1):

  • осуществлять права, укреплять защиту прав детей и их интересов, восстанавливать права, если они нарушены;
  • содействовать воспитанию у детей патриотизма, всестороннего развития, реализации его личности через традиции народа, достижения культуры и искусства;
  • защищать детей от негативных факторов, которые могут повлиять на их нормальное развитие.

В законе отмечено (ст.2), что защита детей, охрана их прав, воспитание и обучение являются главным направлением политики нашего государства, и строится на следующих принципах:

  • права детей должны обеспечиваться законом;
  • для того, чтобы дети могли полноценно развиваться, учиться, отдыхать, оздоравливаться, государство оказывают поддержку семьям, имеющим детей;
  • за нарушение прав или нанесение вреда ребенку, все виновные лица должны нести ответственность;
  • организации, созданные для защиты прав детей, пользуются поддержкой государства.

Закон РФ «Об образовании» (ст.5), гарантирует детям бесплатное образование в рамках среднего и профессионального. Высшее образование получить бесплатно могут дети, прошедшие конкурс.

Закон РФ об охране здоровья (ст.24)гарантирует детям бесплатное лечение, консультации, реабилитацию, оздоровление и другие услуги, связанные с сохранением или восстановлением здоровья.

Образование, лечение, досуг детей организуется лицами, отвечающими за данные направления, не ущемляя прав и интересов детей.

Деятельность уполномоченного по правам ребенка

  17 стран Европы, и в их числе Россия, входят в сеть международных организаций, которые занимаются защитой прав детей. В Европе это омбудсмены, в России – уполномоченные по правам детей.

Они занимаются расследованием действий государства, судов, административных нарушений, в которых, так или иначе, участвуют дети. Уполномоченный может вместе с родителями или опекунами ребенка принимать участие в разбирательствах в суде, как гражданских, так и уголовных, защищать интересы детей, критиковать и предавать огласке нарушения, препятствующие выполнению основных принципов и статей Конвенции.

Уполномоченный по правам ребенка в России при Президенте РФ контролирует деятельность таких же уполномоченных, назначенных работать в субъектах РФ. Они занимаются вопросами медицинского обеспечения детей России, следят за соблюдением законов в образовании и воспитании, физическом развитии, защите детской психики.

Уполномоченные посещают центры реабилитации детей, помогают работе благотворительных фондов, расследуют случаи массовых заболеваний, занимаются вопросами обучения детей, которые не могут посещать школу и многое другое.

Все данные о соблюдении и нарушении Конвенции и Российского законодательства в области детских прав поступают к уполномоченному при Президенте.

Конвенция о правах ребенка и ее принципы в докладе уполномоченного в Комитет ООН должны соблюдаться, в противном случае государства – участники КПР отказывают виновнику в помощи, что может ухудшить положение детей в стране.

Какие принципы устанавливает Конвенция о правах ребенка?

К базовым тезисам, на которые опирается данный международный документ, относятся:

равноправие. Все участники обязуются стремиться к предоставлению равных прав всем маленьким гражданам в пределах территорий их стран,
приоритет интересов. Во всех ситуациях, касающихся несовершеннолетних, государственные органы должны, прежде всего, исходить из соблюдения их прав, реализации их интересов и безопасности,
идентичность. Родившийся младенец автоматически становится вправе получить имя и подданство,
признание за несовершеннолетним базовых прав человека и их обеспечение,
участие в собственной судьбе

Во всех случаях, которые касаются ребенка, его интересов и личности, он имеет право выражать собственное мнение, которое должно приниматься во внимание,
забота о больных детях. Главная характеристика принципа: никакая дискриминационная практики не должна распространяться на детей-инвалидов, неполноценных физически или психически

Государству и обществу следует предусмотреть отдельные программы государственного обеспечения таких детей образованием и заботой,
родительская опека. Государству следует позаботиться, чтобы во всех возможных обстоятельствах ребенок рос под защитой родителей, ближайших родственников или любящего его и заботящегося о нем лица. Детей нельзя разлучать с матерью, если только для этого не сложились обстоятельства особой исключительности. Общество и государство несут особую ответственность за малолетних, оставшихся без семейного попечительства,
социальное и культурное обеспечение. Приоритет государства — образование, здоровье и социокультурное развития детей, которое способствует приспособлению к изменениям окружающего их мира и осознанию своей позиции. К таковым относится возможность получения образования: общедоступного хотя бы на начальном уровне, и высококачественной, современной медицины и т.д.,
родительская ответственность. На родителей ложится наибольшая ответственность за обеспечение, воспитание, адаптацию в обществе и реализацию иных интересов несовершеннолетних,
защита от жестокостей и эксплуатации. Государства-участники выступают гарантами прав ребенка и должны защищать его от недобросовестного, жестокого и незаконного обращения. Законодательство и правоприменительная практика призваны пресекать любые возможности насильственных действий и посягательств на честь и достоинство малолетних, трудовую эксплуатацию или торговлю ими.

14 лет

Четырнадцатилетний гражданин:

  • дает письменное согласие для выхода из гражданства РФ вместе с родителями;
  • может выбирать себе место жительства (с согласия родителей);
  • вправе с согласия родителей совершать любые сделки;
  • вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами;
  • осуществлять права автора, охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;
  • вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
  • имеет право самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав.
  • имеет право на получение паспорта.

Законом субъекта Федерации может быть разрешено вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств (при этом наступает полная дееспособность).

Допускается поступление на работу (на легкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей.

Имеет право требовать отмены усыновления в случаях, указанных в законе.

Несовершеннолетние родители вправе требовать установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке.

Может обучаться вождению мотоцикла.

Имеет право управлять велосипедом при движении по дорогам.

Может вступать в молодежные общественные объединения.

Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.).

Подлежит имущественной ответственности по заключенным сделкам, а также за причинение имущественного вреда.

Может быть исключен из школы за нарушения.

Основные положения

На территории России Конвенция вступила в силу в сентябре 1990 года. Рассмотрим ее основные положения. Конвенция определяет, что ребенком является существо до 18 лет, если национальные законы не определяют более ранний возраст наступления совершеннолетия. Таких стран на земле немного: это Фарерские острова, где совершеннолетними становятся в 14 лет, Куба (в 16 лет) и КНДР (в 17 лет).

Не должен подвергаться дискриминации. Его права гарантированы в независимости от цвета кожи, пола, религии. Государство должно гарантировать ребенку обеспечение его интересов, заботу и защиту. Кроме того, оно должно осуществлять все права ребенка – этому посвящена отдельная статья под названием «Реализация прав». Между тем государство должно учитывать права, обязанность и ответственность родителей.

Декларация гарантирует, что ребёнок имеет право на жизнь, а государство должно обеспечивать его психическое, умственное и культурное развитие. Его не должны забирать от родителей. Единственное исключение – если это делается в целях соблюдения интересов ребенка. Конвенция гарантирует, что разделенные государственными границами несовершеннолетние и родители должны иметь возможность пересекать эти границы и поддерживать отношения. Документ запрещает их вывоз из страны, который нарушает законы

Важно учитывать, что многие международные вопросы регулируются конвенцией ООН по морскому праву

На видео – основные положения конвенции ООН о правах несовершеннолетнего:

С какого времени ребенок обладает правами?

Согласно установленным в конвенции нормам, дети признаются самостоятельными субъектами права.

Текст документа регламентирует обязанность государства, в лице его служб и специальных органов, а также непосредственно родителей или лиц, на которых возложено осуществление функций опекуна, признавать и способствовать реализации отраженных в конвенции прав и интересов несовершеннолетнего, с момента его появления на свет и вплоть до того, как наступит совершеннолетие.

Период совершеннолетия, который зафиксирован в документе — 18 лет, но при этом делается поясняющая оговорка. Она закрепляет приоритет внутреннего законодательства страны гражданства несовершеннолетнего по этому вопросу — так согласно ему, момент приобретения полной право- и дееспособности может наступать в отдельных странах на несколько лет раньше или позже.

Защита прав несовершеннолетних в Конституционном суде России

Обеспечением соблюдения органами государственной власти положений международных договоров в Российской Федерации, согласно основному закону страны, занимается Конституционный Суд.

Относительно предоставления охраны прав несовершеннолетних на территории РФ, исходя из текстов Конвенции ООН, Конституции Российской Федерации, Семейного и Трудового Кодекса, и иных кодифицированных и специализированных законодательных актов, судом были сформулированы правовые позиции по нескольким актуальным сферам общественных отношений и институтам права:

  • алиментные взаимоотношения родителей до совершеннолетия их детей;
  • трудовые взаимоотношения между работодателем и сотрудником, воспитывающим несовершеннолетнего — включая сохранение места работы, компенсации и т.п.;
  • жилищно-коммунальные отношения и обеспечение детей достойным жильем;
  • личные имущественные и неимущественные права несовершеннолетних;
  • регулирование вопросов проживания (временного или постоянного) на территории России лиц, участвующих в воспитании проживающего там ребенка.

В целом отличий относительно дел с участием детей-заявителей или уполномоченных ими лиц, Конституционные суды регионов или Конституционный суд РФ не предусматривают. В отношении таких дел будет действовать общий порядок подачи обращения и процессуального рассмотрения, независимо от возраста граждан-участников.

Таким образом, признанная важность и значимость международной Конвенции по правам ребенка не подлежит сомнению. С этим согласны практически все участники, которые подписали и ратифицировали документ, а его положения являются универсальными правилами, которые лежат в основе современного «детского» законодательства большинства государств мира

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 938-66-24, Санкт-Петербург +7 (812) 425-62-38, Регионы 8800-350-97-52

Европейская Конвенция об осуществлении прав детей в кратком изложении

В 1996 году под эгидой Совета Европы была принята Европейская конвенция об осуществлении прав детей. После периода присоединений и обсуждения поправок она вошла в силу в июле 2000 года. Конвенция имеет своей целью предоставить несовершеннолетнему процессуальные права или обеспечить ему иные возможности участия в судебных делах, которые касаются его «прав и наилучших интересов».

Перед ратификацией или передачей ратификационных грамот, государство-участник, согласно тексту само называет не менее 3 категорий судебных дел, затрагивающих интересы ребенка и семьи, при решении которых судьи будут обязаны опираться на положения данной конвенции.

К рекомендуемым относятся 3 категории:

  1. лишение отца и/или матери ребенка родительских прав или о восстановлении их в таковых;
  2. наложение/ снятие ограничений родительских прав на/с родителя/лей ребенка;
  3. возвращение ребенка родителям, усыновителям, осуществляющим опеку/попечительство от других лиц, державших его у себя на нелегальных основаниях или делавших это, не имея постановления суда.

К 2018 году конвенцию ратифицировали 20 государств. Российская Федерация является участником договора с февраля 2001 года.

Основные инструменты защиты

  1. Юнисеф — детский фонд ООН. Главной направленностью этого фонда является оказание помощи детям и их родителям, оказавшихся в зонах военных конфликтов, беспорядков и стихийных действий/, путём предоставления необходимых товаров, лекарственных средств и питьевой воды. При этом поддержку фонд оказывает обеим сторонам конфликта, призывая к тому, что «дети — это зона мира».
  2. Жестокое обращение с детьми (child abuse), включающая в себя целую систему законов и актов, а также службы, отвечающие за их реализацию. Это, пожалуй, одна из наиболее глобальных проблем. При этом под насилием следует понимать не только физическое воздействие, нанесение ему ударов, действия сексуального характера, но и психологическое давление, а также нанесение оскорблений. Стоит вспомнить США — страна, в которой принято огромное количество законов, защищающих детей и нанесение обычной пощечины дерзкому подростку может обернуться огромными проблемами для родителя и даже угрозой для расселения семьи. Ещё одним из ярких примеров можно привести оставление ребёнка одного дома, в данном случае в целом ряде западных стран, если этот факт вскроется, родители будут арестованы и преданы правосудию. В России этот механизм защиты прав малолетних до конца не сформирован. Орган, отвечающий за соблюдение прав — социальная защита, прибегает на помощь только в случае, когда уже что-либо отменить же поздно. Таким образом, в нашей стране полностью отсутствуют профилактические меры, направленные на защиту прав детей.
  3. Ювенальная юстиция, которая представляет собой особое правосудие для несовершеннолетних, согласно чего государство выступает как основной представитель ребёнка и обязано его защищать от всякого насилия. Основой является приоритет правонарушителя над совершённым им правонарушением. Другими словами, согласно этим нормам предполагается, что подростки не способны действительно осознавать тяжесть своих поступков, их ещё можно перевоспитать и указать на ошибки. Проблема создания ювенальной юстиции в РФ носит довольно глубокий характер и своими корнями уходит далеко в начало ХХ века, когда существовали «детские суды». Этот период являлся расцветом ювенальной юстиции, но уже с 1918 года начались изменения и к 1935 году был снижен возраст ответственности, а также определена возможности применения всех видов наказаний к ребёнку. Названная система действовала до 1960 года. На сегодня ювенальная юстиция не возрождена в необходимом объёме.

История создания

Состоит этот документ из пятидесяти четырёх статей, в которых полностью детализированы права граждан в возрасте от самого рождения до исполнения 18 лет (в случае, если иными законами наступление дееспособности не определено в более раннюю дату).

Историю создания этого документа можно начать с 1959 года, в котором была принята Декларация прав ребёнка. Основным назначением этого документа являлось создание «счастливого детства каждому малышу», кроме этого основной призыв декларации состоял в том, чтобы дать детям всё самое лучшее.

По истечении 20 лет 1979 год был объявлен Международным годом ребёнка. В преддверии его представителями Польши была выдвинута инициатива о рассмотрении проекта Конвенции о защите прав ребёнка.

Содержание Конвенции много раз менялось, и работа над ней проводилась на протяжении 10 лет. Окончательная работа над документом завершилась по истечении 30 лет с момента издания Декларации.

20.11.1989 Конвенция была принята, а её подписание началось в 1990 году. Во время работы над документом был привлечён целый ряд специалистов и организаций ООН, основной целью которых акцентирование внимания к документу с целью осуществления основных прав детей.

В сентябре 1990 года Конвенция была подписана 20 государствами, в планах была идея добиться универсальности документа для всех других стран.

С 1996 года 20 ноября отмечается как День прав ребёнка.

С 2000 по 2011 были приняты три обязательных протокола к конвенции.

Суть Конвенции о правах ребёнка

Конвенция предполагает детскую свободу от голода, нужды, жестокости и эксплуатации. При это документ рассматривается ребёнка не только как объекта защиты, но и субъекта права, который может распоряжаться своими ресурсами и делать свободный выбор.

В документе 54 статьи, каждая из которых так или иначе уточняет, какими должны быть условия для гармоничного развития ребёнка. 

В целом положения можно объединить в четыре большие группам: к выживанию, развитию, защите и обеспечению участия в жизни общества.

  • Первая группа включает в себя право на жизнь, удовлетворение потребностей, подразумевает обеспечение достойных условий проживания и существования вообще.
  • Второе — развитие детей — зона основной ответственности педагогов, прямая обязанность. Именно к этому относится права на образование, игры, отдых, культурную деятельность, доступ к информации и свободу мысли.
  • Третья группа предполагает защиту от пыток и эксплуатации. Это в особой степени касается детей, которые изначально растут в неблагополучной среде.
  • Наконец, согласно правам, связанных с участием в общественной жизни, дети могут вступать в организации и высказывать своё мнение по проблемам, которые глобально касаются их жизней. Привет, Грета Тунберг!

Все эти требования одинаково важны для полноценного развития ребёнка.

А о каких статьях преподавателю стоит помнить в первую очередь?

Есть несколько статей, связанных с уважением личности ребёнка: о недискриминации (статья 2); о выживании и здоровом развитии (статья 6); о защите имени и гражданства ребенка (статья 7); о защите индивидуальности ребенка (статья 8).

Кроме того, учитель должен помнить о том, что дети имеют право на собственное мнение и его защиту. Это утверждается несколькими положениями: о свободе иметь свое мнение и право быть выслушанным при решении всех личных вопросов (статья 12); о свободе слова (статья 13); о свободе мысли, совести и религии (статья 14).

Доступ к СМИ и другим источникам информации гарантируется ребёнку 17-й статьёй Конвенции.

Неприкосновенной должна оставаться личная жизнь ребёнка (статья 16), он должен быть защищён от небрежного отношения, пренебрежения и злоупотребления (статья 19). 

Конечно, напрямую связанная с обучением статья прямо говорит о праве на образование (статья 28). Впрочем, не стоит забывать и о праве ребёнка на отдых, досуг, игру и развлечения – это не просто праздные забавы, но одно из общепризнанных прав ребёнка (статья 31). 

Пусть вас не пугает обилие статей — каждая из них состоит буквально из пары абзацев. Поэтому рекомендуем ознакомиться с оригиналом, чтобы лучше понять суть Конвенции о правах ребёнка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector