Закон о вывозе мусора из частного дома и плата за услугу

Содержание:

Изменения в мусорном законе

На пороге нынешней мусорной реформы 2019 года правительство подписало законопроект № 458-ФЗ от 29.12.2015г. Он внес изменения и дополнения в ранее действующий закон об отходах производства и потребления. Согласно закону цель мусорной реформы состоит:

  • в создании в каждой области программ по работе с отходами коммунальных служб;
  • в появлении регионального оператора по работе с ТКО.

Проект предусматривал плавный переход к новой системе. Изменения по работе с мусором начали реализовываться в 2016г. Полное завершение должно наступить в 2019г. Сосредоточение функций по организации работы с отбросами у территориального оператора оптимально систематизирует «мусорный» процесс. В каждой области устанавливаются:

  • единые тарифы на услуги оператора;
  • тарифы на ТБО;
  • программы и схемы работы с мусором.

Последние поправки уточнили, что регоператоры оплачивают работу транспортных компаний после выгрузки ТКО в специальное место хранения или на пункт переработки. Это позволит вывозить мусор на официально зарегистрированные полигоны, а не выбрасывать их в других местах. Транспортные организации получают вознаграждение за фактически вывезенный мусор. В оплату включается стоимость размещения отработанных ресурсов на полигонах.

Каким будет тариф на вывоз и утилизацию?

Начало мусорной реформы положено пять лет назад. Отказ от скапливания мусора на свалках и его дальнейшая переработка – стратегическая цель работы с отходами. Ее воплощение тормозят разная степень подготовленности регионов страны к нововведениям.

В одних областях разработаны цены на услуги, подготовлена материальная база, определены операторы. Много областей, где местные власти не определились, кто будет заниматься отходами. Ситуация в регионах разная, поэтому тарифы отличаются.

Примеры роста тарифов на вывоз мусора в регионах России:

Регион Рост тарифов, %
Астраханская область 9,6–10
Курганская область 8-10
Пермский край 6,4-7
Иркутская область 4,4-5,4
Воронежская область 4-5
Ингушетия 18,5-20
Нижегородская область 16,8

В среднем тарифы по стране вырастут на 12 процентов. На одного человека они вырастут на 30 рублей в месяц.

Для расчета месячной оплаты за «мусорные» расходы в каждом регионе используется формула:

Площадь квартиры х коэффициент 0,114 х региональный тариф: 12 (месяцев). Полученный результат включает затраты на:

  • вывоз;
  • переработку;
  • обезвреживание;
  • захоронение;
  • заключение договорных обязательств с собственником ТБО и операторами;
  • получение гарантий банка.

Почему тариф изменится сразу, если предприятия по мусоропереработке начнут работать только через несколько лет?

Плату за услуги меняют в области, когда начинает работать оператор. Сейчас в стране перешли на новую тарифную ставку 10 региональных зон. В оплату заложены затраты на оказание услуг. Поверив в мусорную реформу, регионы вкладывают свои деньги: в них нет инвестиций регоператора.

Например, сортировочный завод открыт в Нижнем Тагиле. В Мурманской области действует единственный и уникальный в своем роде экологический технопарк. В него входит завод по сортировке отбросов и полигон производительностью 180 и 250 тыс. т. в год. Планируется строительство станций по вторичной переработке в Североморске, Заполярье, Александровске. Они будут крупнейшими в Арктике. В последующие годы 131 предприятие сможет повысить глубину переработки мусорных отходов с 7 до 60%.

Что будет с нынешними мусорными полигонами?

Мусорные отвалы в России будут реорганизованы и рекультивированы. Полигоны, которые исчерпали свои возможности, будут закрыты или модернизированы. На бывших отвалах создадут парковые зоны или другие общественные сооружения, полезные обществу. Чтобы полигон оставался действующим, он должен соответствовать современным стандартам:

  • каждый слой мусора тщательно уплотняется;
  • для исключения попадания гниющих отбросов в грунтовые воды укладывают перекрытия из специального материала;
  • устанавливают отводы для сбора токсичных газов.

ТКО и ТБО

Для начала разберемся в терминологии, чтобы оперировать понятными для вас сокращениями, а самое главное — чтобы вы смогли понять разницу между этими понятиями и больше не путались, встречаясь с ними в квитанциях, новостях. Аббревиатуры используемые везде и всюду ТБО и ТКО имеют различное наполнение, которое уже достаточно давно впервые регламентировано:

Отходы ТКО

Определены Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» как отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.

Названным законом к отходам ТКО также отнесены отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

В 2018 году виды отходов ТКО пополнились в соответствии с Письмом Минстроя России от 18.05.2018 № 22270-МП/06, к ним были также отнесены отходы, образующиеся при уборке территории городских и сельских поселений, — например, мусор и смет уличный, мусор и смет от уборки парков, скверов, зон массового отдыха, набережных, пляжей и других объектов благоустройства, отходы от уборки территорий кладбищ, колумбариев, отходы от уборки прибордюрной зоны автомобильных дорог и другие.

Отходы ТБО

Эта разновидность отходов всем нам «ближе», так как к ним по ГОСТу Р 53691-2009. «Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами» относятся  отходы потребления, образующиеся у населения, в том числе при приготовлении пищи, уборке и ремонте жилых помещений, содержании придомовых территорий и мест общего пользования, содержании в жилых помещениях домашних животных и птиц, а также устаревшие, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода.

Более обобщенно к определению отходов ТБО подошло Правительство РФ при утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов постановлением  от 10.02.1997 № 155, отнеся к ним все твердые и жидкие бытовые отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.).

Если не платить за вывоз мусора

Если договор не заключен, это не повод не платить за вывоз ТКО. Компания не имеет оснований отказать потребителю в обслуживании, следовательно, платить придется. Когда человек отсутствовал более пяти суток, можно обратиться за перерасчетом.

При игнорировании требований, по истечении 4-6 месяцев, организация, предлагающая услуги имеет все основания обратиться в суд.

К должнику применяются следующие меры:

  • удержание денег из заработной платы;
  • пенсии;
  • накладывается арест на недвижимость;
  • продажа имущества для компенсации долга;
  • запрет выезда за границу.

На основании принятого решения суда, погасить задолженность нужно в пятидневный срок, в противном случае будет накапливаться исполнительный сбор в виде пенни.

Оплатить можно через почтовые отделения, личный кабинет, банки, терминалы оплаты. Чтобы избежать долгов за коммунальную необходимо оплачивать вовремя.

Суть мусорной реформы

Давно и много говорится о необходимости раздельного сбора отходов, в целях дальнейшей переработки, об опыте зарубежных стран и о последствиях загрязнения почвы на полигонах утилизации. Но в существовавших ранее условиях невозможно организовать внедрение передовых технологий переработки утилизации. Желание навести порядок в обращении с отходами, особенно на стадии накопления и вывоза, подвигло государство внести изменения, названные в народе Закон о мусорной реформе.

Тарифы на вывоз мусора

Перевод услуги в разряд коммунальной, позволяет устанавливать единый тариф на всей территории, обслуживаемой одним региональным оператором. Количество таких операторов и базовый тариф устанавливается органом субъекта РФ самостоятельно. Все потребители услуги заключают договор с региональным оператором, а он обязан заключить договор с любым лицом, включая юридические и ИП. От лица собственников помещений многоквартирного жилого дома выступают управляющие компании и товарищества. Регулирующий орган устанавливает тариф не только на вывоз ТКО, но и на переработку, обеззараживание и утилизацию. Тариф является единым для всех лиц.

Мусорные площадки МКД: оснащение, уборка, содержание

Убирать мусор с площадок накопления отходов теперь обязан региональный оператор. А вот обеспечить исправное состояние оборудования – собственник земельного участка, на котором она расположена. То есть площадки многоквартирных домов содержат собственники помещений, а площадки на городских улицах ремонтирует муниципалитет. Содержание и уборка мусоропровода, камеры сбора мусора, по-прежнему обязанность ЖЭКа. Это внутридомовое оборудование и контейнера выкатывают на площадку для загрузки в мусоровоз. А вот место загрузки обязан убрать оператор по вывозу отходов. Для этого, вместе с водителем, в каждом мусоровозе присутствует рабочий. Количество контейнеров на площадке и периодичность вывоза региональный оператор определяет самостоятельно, с учетом санитарных норм. Все площадки должны быть зарегистрированы в единой базе. Есть решения и в отношении организации раздельного сбора отходов.

Опыт регионов

Положения нового законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами действуют на территории России почти 3 года, однако, положительный результат достигнут далеко не всеми регионами.

Москва

В Москве проблема мусора стоит особенно остро, поскольку количество вывозимых отходов существенно превышает возможности полигонов. Из 39 объектов, которые принимали отходы Москвы теперь работают лишь 17, остальные переполнены.

В связи с неготовностью инфраструктуры Москва получила отсрочку на исполнение новых законов до 01 января 2022 года.

Подготовка к введению в действие положений реформы идет полным ходом. В настоящее время уже разработана территориальная схема обращения с отходами ТКО, которая утверждена РЭП. Город разделен на зоны, которые отдадут в ведение региональных операторов. Определены компании, которые будут наделены правами и обязанностями регоператоров.

Решена основная проблема – размещения отходов. Принято решение вывозить мусор на ближайшие действующие полигоны, в экотехнопарк «Калуга» и на полигоны, расположенные во Владимирской области.

Жизнь граждан постепенно меняется. Замечен положительный опыт установки цветных контейнеров для сортировки отходов.

Московская область

Территориальная схема обращения с ТКО Московской области представляет собой деление области на 7 кластеров. Каждый из которых отдан в ведение определенного оператора. Теперь услуги по обращению с ТКО в Московской области оказывают 7 региональных операторов.

Как и в Москве, в Московской области остро стоит проблема размещения отходов. Мусор также транспортируется в экотехнопарк «Калуга». На территории Московской области в настоящее время ведется строительство 4 мусоросжигающих заводов. Планируется строительство мусороперерабатывающих заводов.

Также рекомендуем почитать интересную статью про 7 региональных операторов Московской области, которые отвечают за вывоз мусора.

Санкт-Петербург

Несмотря на отсрочку применения законодательства, регулирующего вопросы обращения с ТКО, Санкт-Петербург активно ведет подготовку и уже показывает неплохие результаты.

Отсрочка была предоставлена в виду отсутствия возможности переработки мусора. На территории города имеется всего одно такое предприятие. В настоящее время ведется активная работа по планированию новых мусороперерабатывающих и мусоросжигающих заводов. Строительство еще не началось, процесс пока на стадии утверждения проектов и привлечения инвестиций.

Граждане Санкт-Петербурга привыкают к первичной сортировке с помощью нескольких контейнеров на площадке. По итогам 2019 – 2020 эта система уже показала неплохие результаты. Так, из всего собранного мусора, 7% Санкт-Петербург отправил на переработку, а остальную часть на полигоны в Ленинградскую область.

Ленинградская область

В ленинградской области мусорная реформа уже в полной мере работает. Разработана и утверждена территориальная схема обращения с ТКО. Вся Ленинградская область обслуживается одним региональным оператором.

Централизованный способ подразумевает традиционный сбор отходов на контейнерных площадках общего пользования. Децентрализованный расширяет возможности населения и предполагает предоставление контейнеров в личное пользование в домовладения. В настоящее время новая система уже показывает положительные результаты.

Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 11 декабря 2018 г. N 12-50/10263-ОГ “О региональном операторе по обращению с твердыми коммунальными отходами”

17 декабря 2018

Минприроды России рассмотрело обращение (вх. от 04.12.2018 N 19446-ОГ/50) и по вопросам, изложенным в нем, сообщает.

В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон N 89-ФЗ) юридическому лицу присваивается статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — региональный оператор, ТКО) и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Содержание и порядок заключения соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, условия проведения торгов на осуществление транспортирования ТКО устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.

Зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с ТКО (далее — территориальная схема).

Пунктом 10 указанной статьи Закона N 89-ФЗ установлено, что операторы по обращению с ТКО, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.

В соответствии с пунктом 4 Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.

Согласно положениям статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ все собственники ТКО, а именно собственники помещений в многоквартирных домах (далее — МКД), собственники частных домовладений (далее — ЧД), а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются ТКО заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их сбора, оплачивают услуги регионального оператора по обращению с ТКО.

Данная норма существенным образом дополняется положениями пунктом 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации в соответствии, с которой собственник жилого дома или его части обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.

Таким образом, обязанность заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО лежит только на собственниках помещений в МКД и собственниках ЧД, а также на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в помещениях МКД и ЧД.

Вместе с тем статьей 18 Закона N 89-ФЗ установлено, что применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

В случае если юридическим лицом в указанных нормативах и лимитах отражены ТКО, юридическое лицо обязано заключить договор с региональным оператором.

Дополнительно отмечаем, что письма Минприроды России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются экспертной позицией Минприроды России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Директор Департаментагосударственной политики и регулированияв сфере охраны окружающей средыи экологической безопасности  А.В. Колодкин

Вывоз мусора в частном секторе

В Таганроге было обещано установить на каждом углу в частном секторе контейнеры для мусора. Но контейнеров, естественно, на всех сразу не хватило. Поэтому часто можно было наблюдать картину, как на фото в начале статьи, или типа такой:

Вывоз мусора в январе не налажен

Если раньше в определенные дни по улицам города ездила мусорная машина, то с января 2021 года наступило безвластие — по старому вывоз мусора уже не производился, а по новому ещё не работал — система не была отлажена. Однако, к февралю в большинстве районов города ситуация нормализовалась — договора заключены, контейнеры установлены, мусор с открытых территорий исчез.

Контейнеры для мусора на улицах Таганрога

В чем суть мусорной реформы?

Реформа стартовала с 1 января 2019 г.

Цели реформы сводятся к (1) ликвидации несанкционированных свалок, (2) сокращению числа мусорных полигонов, (3) строительству комплексов по обработке и утилизации отходов, (4) увеличению доли переработки твердых коммунальных отходов.

Предполагается, что цели реформы будут достигнуты посредством (1) передачи всей цепочки обращения с мусором – от сбора до утилизации – под контроль региональных операторов, статус которых определяется по итогам конкурсного отбора, (2) жесткого контроля за сдачей отходов компаниями, (3) раздельного сбора мусора, (4) строительства мусоросортировочных станций и заводов по утилизации отходов, (5) ликвидации старых свалок.

Изменения в законодательстве с 1 января 2021 года

Закон о вывозе мусора с 2021 года №89-ФЗ регулирует новый порядок обращения с отходами. Им утверждены следующие основные положения:

  1. Твёрдые бытовые отходы должны подвергаться сортировке по материалу, из которого они изготовлены (пластик, бумага, стекло и т. д.).
  2. Вывоз и утилизацию отходов могут осуществлять только уполномоченные операторы, выбранные на конкурсной основе.
  3. Местные органы власти должны обеспечить тарифное регулирование и предоставить операторам площадки для сбора мусора, при этом самостоятельно собирать, хранить или утилизировать ТБО они не вправе. Плата за вывоз мусора теперь будет производиться всеми категориями граждан, то есть:
  • Владельцами и жильцами квартир и частных домов.
  • Собственниками нежилых помещений.
  • Дачниками, состоящими в садоводческих товариществах.

При этом, если в доме или квартире никто не проживает, а нежилое помещение не используется по назначению, платить за услугу их собственникам всё равно придётся. Кроме того, Законом изменён порядок борьбы со стихийными свалками. Обязанность по устранению стихийной свалки возложена на собственника земельного участка, а при его отсутствии — на местный муниципалитет.

Можно ли получить льготы?

В отдельных случаях собственник вправе рассчитывать на перерасчет, например если он находился в отъезде. Для этого региональному оператору направляется справка с места пребывания и заявление с просьбой о перерасчете стоимости за период отсутствия по месту регистрации. В квитанции следующего месяца будет указана сумма с учетом вычета. Однако при начислении платы за обращение с коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения перерасчет сделать нельзя. Законодательством такой порядок не установлен.

Для некоторых категорий граждан предусмотрены льготы в виде компенсации на оплату жилищных и коммунальных услуг. К ним относятся:

  • инвалиды I, II и III групп;
  • инвалиды и участники ликвидации последствий аварии на ЧАЭС;
  • ветераны труда;
  • инвалиды и участники ВОВ, члены семей погибших;
  • участники боевых действий;
  • лица, награжденные знаком «Житель блокадного Ленинграда», и члены их семей;
  • семьи с детьми-инвалидами;
  • лица, пострадавшие от политических репрессий;
  • многодетные семьи (им предоставляется компенсация в размере 30%).

Как изменился порядок оплаты услуг по утилизации ТКО

Мусорная реформа в России 2019 года коснулась и порядка оплаты услуг по вывозу мусора. Как было сказано выше, платеж за вывоз мусора исключен из платы за содержание жилого помещения (деньги получали непосредственно управляющие компании) и включен в состав коммунальных платежей. В квитанциях за квартплату появилась новая строка, в которой указаны платежные реквизиты регионального оператора, осуществляющего обслуживание.

Размер единого тарифа на услуги регионального оператора теперь определяется на основании приложения VI к приказу ФАС РФ «Об утверждении…» от 21.11.2016 № 1638/16. Итоговое значение зависит от объема мусора, обрабатываемого оператором, а также от расходов, которые он несет в ходе осуществления своей деятельности.

ВАЖНО! Размер установленного оператором тарифа на обслуживание не должен превышать определенный региональными властями максимум (п. 2 ст

24.8 ФЗ № 89).

В соответствии с п. 148 (30) постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 при расчете окончательной суммы платы за вывоз мусора учитываются:

  • число лиц, проживающих в жилом помещении;
  • общая площадь жилого помещения — вне зависимости от численности проживающих в нем лиц;
  • общая площадь всех помещений в многоквартирном доме;
  • норматив накопления твердых коммунальных отходов;
  • объем и количество контейнеров мусора, вывезенных с определенной территории.

Некоторые категории граждан могут получить субсидию на коммунальные услуги. Узнать о том, как это сделать, можно из нашей статьи «Как получить субсидии на оплату коммунальных услуг (квартплату)».

Кто и как формирует тарифы

В 2019 году в России начал действовать Закон от 31.12.2017 №503-ФЗ, внесший существенные изменения в Закон об отходах от 24.06.98 № 89-ФЗ. Он стал законодательной основой для проведения, так называемой, «мусорной реформы» в стране. Все вопросы, связанные со сбором и утилизацией мусора и твердых отходов, решают региональные операторы, регистрируемые и контролируемые местными властями. Они же определяют стоимость оказываемой услуги.

С введением Закона коренным образом изменяется система оплаты физическими и юридическими лицами вывоз мусора. Если прежде такие платежи входили в состав общих коммунальных услуг (строка «Содержание и ремонт жилья»), то теперь «мусорные расходы» становятся самостоятельной услугой и на них выписывается отдельная квитанция — новая строка расходов в платежке.

Мнение эксперта
Валерия
Юрист и эксперт сайта мусорная-реформа.рф

Размер платежа (тариф) определяется регионами самостоятельно, но расчет должен производиться с каждого человека, а не с квадратных метров, как было раньше.

Сумма определяется с учетом нормативов накопления мусора, устанавливаемых отдельно для каждого субъекта РФ. Они различны для разных категорий жильцов (жители многоэтажек, владельцы частных домов, дачники).

Тариф устанавливается региональными операторами, но регулируется местными властями. Может утверждаться единый тариф региональных операторов или разрешаться несколько различных тарифов.

Для исключения появления необоснованных нормативов, при их определении должны учитываться положения следующих документов:

  1. Методические указания, определенные приказом Минстроя РФ от 28.07.2016 №524.
  2. Правила учета, установленные Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 №505.
  3. Правила оказания услуг согласно Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 №354.
  4. Директивные письма ФАС РФ от 27.07.2018 №ВК/58887/18.
  5. Положения, утвержденные местными законодательными органами и властями.

Единый тариф региональный оператор рассчитывает с учетом приказа ФАС РФ от 21.11.2016 №1638/16 (приложение 4). Однако максимальный уровень устанавливают местные власти на основании Закона №89 (п.2 ст.24).

Основания для расчетов

Расчет тарифов должен основываться на конкретных исходных данных, определяемых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354:

  • число жильцов в доме, квартире;
  • общая жилплощадь;
  • общая площадь многоквартирного дома;
  • норматив накопления отходов для данного района;
  • статистика вывоза мусора с данной территории (количество контейнеров, общий объем).

В окончательном виде тариф учитывает расходы на сбор, вывоз и утилизацию мусора; экологические налоги; затраты на развитие мусороперерабатывающей системы.

В качестве примера можно привести порядок расчета, принятый в Московской области.

Используется формула: С=SxT (No+Nг), где

  • С — стоимость вывоза мусора;
  • S – общая жилая площадь;
  • T – утвержденный тариф;
  • No – норма накопления бытовых отходов;
  • Nг – норма накопления крупногабаритных отходов.

При этом на 2019 год Т устанавливается Постановлением Минэкологии Московской области от 02.10.2018 №607-РМ; Nо установлен в размере 0,087 м3/м2, а Nг – 0,027 м3/м2.

Причины кардинальных изменений закона о мусоре

До реформы вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) являлся услугой по содержанию общедомового имущества. Поэтому требования по оказанию этой услуги регулировались жилищным законодательством. Собственники помещений многоквартирных домов с учетом предложений управляющей организации, либо правления ТСЖ, на общем собрании устанавливают стоимость содержания общего имущества, которая включает в себя и цену на вывоз ТБО.

Тарифная политика до принятия закона о вывозе мусора.

Жилищным Кодексом РФ предусмотрена возможность ежегодного изменения стоимости содержания, но на практике это происходит на много реже. В то время как тариф на вывоз ТБО для мусороуборочных компаний увеличивается ежегодно. В итоге приходилось платить за вывоз мусора больше, чем оплачивали жильцы. Некоторые ЖЭКи и ТСЖ выставляли оплату за мусор отдельной строкой, с ежегодным увеличением тарифа. Однако это противоречило действующему законодательству и, в случае судебной тяжбы, суды обязывали делать перерасчет и возвращать деньги. Все понимали, что это не правильно, но закон есть закон. Муниципалитеты устанавливали тариф на вывоз ТБО для крупных мусороуборочных компаний, охватывающих более 30% общего объема вывоза. В каждом городе, районе и поселениях были разные тарифы. Остальные компании ориентировались на установленные цены, но могли их снижать в борьбе за заказчика или повышать. У рядом стоящих домов, стоимость вывоза могла существенно отличаться. С другой стороны, крупные компании, не имея возможности изменить установленную для них цену, предлагали заказчикам различные акции, в виде содержания площадок для сбора ТБО, бесплатного предоставления контейнеров и даже бесплатного оборудования площадок ограждением и навесами.

Неразбериха на контейнерной площадке

Особую проблему создавала ситуация, когда на одной площадке были контейнера разных ТСЖ и управляющих компаний. Каждый старался заказать меньше контейнеров, что бы снизить плату за мусор, а жители валили мусор в любой контейнер, не разбираясь где чей. В результате, когда контейнера были переполнены, мусор складывали рядом. Вопрос кто должен убирать площадку выяснялся с руганью и скандалами. Да и вывоз осуществляли разные подрядчики. Не редкими были случаи появления бесхозных площадок, на которые валили мусор со всех окрестных домов. Часто причиной этому были фиктивные договора в ничтожных объемах.

Обращение с отходами компаний и ИП

Оказание услуг по вывозу ТБО для юридических лиц и ИП велось на добровольной договорной основе. С одной стороны, юридические лица, как собственники отходов, обязаны организовать вывоз и утилизацию мусора. С другой – мусороуборочные компании обязаны вывозить его только у населения. Ситуация становилась двусмысленной, позволяя подрядчикам заключать договоры на кабальных условиях.

Проблемы, возникающие при внедрении реформы

С момента начала преобразований в обществе и СМИ постоянно обсуждается провал отечественной мусорной реформы. Многие указывали на то, что изменения изначально проводились в неверной последовательности. Так, в городах сначала ликвидировали свалки и лишь потом начали строительство мусороперерабатывающих комбинатов. Соответственно, вывозить отходы на какое-то время стало просто некуда.

Во многих регионах возникли вопросы с установкой контейнеров для раздельного сбора ТКО. У муниципальных властей не было соответствующей инфраструктуры, чтобы установить достаточное количество подобных баков. Население также отнеслось к вопросу сортировки с непониманием. Большинство россиян до сих пор заботит только вопрос о повышении тарифов ЖКХ, а не экологическая ситуация в государстве.

Много вопросов вызвал и выбор региональных операторов. Изначально схема их выбора на конкурсной основе должен был способствовать борьбе с коррупцией. По факту же во многих субъектах РФ соответствующий тендер выиграли фирмы, которые и раньше занимались сбором мусора и не слишком хорошо справлялись с собственными обязанностями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector