Ст. 138 закона о банкротстве: требования по обязательствам
Содержание:
- Не прощается долг физического лица в виде причиненных им компании убытков.
- 1. Нельзя списать долг физического лица в рамках его субсидиарной ответственности (СО) по долгам организации, в отношении которой он признан контролирующим должника лицом (КДЛ).
- Специальный счет должника
- Альтернативный вариант закона о банкротстве от «Справедливой России»
- Суд не освободит гражданина от непогашенных долгов при наличии следующих обстоятельств:
- Сущность нововведения в 2021 году
- Как работает ФЗ о банкротстве физических лиц № 127-ФЗ?
- Главные нормы
- Нововведения, обсуждаемые в 2020 году и которые с большой долей вероятности будут приняты в 2021 году
- Чем грозит банкротство физических лиц?
Не прощается долг физического лица в виде причиненных им компании убытков.
В данном случае речь идет об ответственности руководителей, собственников компании по основаниям ГК РФ: заключение руководителем заведомо убыточных сделок, фиктивных договоров, случаи доначисления компании налогов, штрафов и пеней по вине руководителя, выплата им себе повышенных премий и т.д.В п.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 г. №62 указано, что недобросовестность действий (бездействия) директора считается доказанной, в частности, когда директор знал или должен был знать о том, что его действия (бездействие) на момент их совершения не отвечали интересам компании, например, совершил сделку (голосовал за ее одобрение) на заведомо невыгодных для юридического лица условиях. Нередко именно таким видом ответственности заменяют субсидиарную в рамках процедуры банкротства организации.
В одном из дел новый конкурсный управляющий компании-банкрота обратился с иском к бывшему конкурсному управляющему (КУ) о взыскании убытков в сумме 2 млн. руб., причиненных обществу его действиями.Постановление 17 ААС от 20.12.2017г по делу № А50-5545/2015. На тот момент бывший КУ уже был признан банкротом как физическое лицо, проведена процедура реструктуризации его долгов, дело о банкротстве гражданина завершено. В качестве убытка заявитель посчитал необоснованно выплаченную премию работникам, которых бывшему конкурсному управляющему следовало уволить. Суд указал, что поскольку на КУ были возложены полномочия руководителя должника, то на него распространяются все требования к руководителям. Предъявленные требования были непосредственно связаны с делом о банкротстве юрлица. С прежнего конкурсного управляющего взыскали 2 млн. руб убытков уже после окончания процедуры его личного банкротства.
Учитывая рост случаев и объем ответственности граждан за их компании, возникает закономерный вопрос: может быть проще вести деятельность в статусе индивидуального предпринимателя? Ведь у ИП не может быть субсидиарной ответственности за самого себя…
В каких-то случаях может быть и проще, и выгоднее. Тем более, что в соответствии со ст. 59 НК РФ признание гражданина банкротом и непогашение налоговых долгов по итогам реализации его имущества является основанием для признания оставшихся сумм безнадежными ко взысканию.
Однако, агрессивная налоговая оптимизация, вывод активов, недобросовестное поведение в отношении кредиторов не позволят«списать» оставшуюся задолженность и у гражданина. Поэтому при недобросовестном поведении разницы между ООО и ИП может и не быть вовсе. Рассчитывать на списание долгов в банкротстве не стоит. О чем действительно нужно подумать заранее, так о создании сбалансированной модели бизнеса, снижающей риски личной ответственности.
1. Нельзя списать долг физического лица в рамках его субсидиарной ответственности (СО) по долгам организации, в отношении которой он признан контролирующим должника лицом (КДЛ).
Субсидиарная ответственность по долгам контролируемой организации является пожизненной, то есть долги компании будут взыскиваться с гражданина пожизненно.
В одном из дел физическое лицо привлекли к СО по долгам предприятия. В суде должник ссылался на то, что был освобожден от обязательств перед кредиторами по другому судебному делу (о своем личном банкротстве). Однако суд, рассматривавший спор о банкротстве юридического лица, со ссылкой на п 6 ст 213.28 Закона о банкротстве указал, что это не исключает его вины как КДЛ в банкротстве юрлица и не освобождает от требований к нему.Постановление 15-го ААС от 20 сентября 2019 года по делу № А53-22198/2014
В другом деле в отношении физического лица — руководителя общества после завершения процедуры его личного банкротства и освобождения судом от всех долгов остались неисполненными налоговые требования контролируемой им компании перед ФНС, которые налоговый орган взыскал с этого бывшего директора в порядке его субсидиарной ответственности.Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 01.06.2018г по делу № А74-4677/2016.
Попытки избежать оплаты по долгам юридического лица остались без результата.
Специальный счет должника
На этапе конкурсного производства, до того, как начнутся торги, управляющий создает отдельный счет в банке, куда будут зачисляться деньги исключительно от реализации залогового имущества. После того, как деньги переведены на специальный счет, управляющий составляет смету расходов и отправляет в банк соответствующее платежное поручение на перевод средств.
Согласно с п. 1 ст. 138 с этого же счета берутся деньги для погашения судебных расходов, оплаты работы арбитражного управляющего и расчетов с привлеченными к делу помощниками, которых нанимал управляющий.
Вместе с платежным поручением подается протокол собрания кредиторов, договор (согласно которому управленец назначен на должность) и документы, указывающие на целевой перевод.
Альтернативный вариант закона о банкротстве от «Справедливой России»
Проект закона о реформе системы банкротства юридических и физических лиц в России был внесен в Госдуму в июне 2021 года, в последний день работы депутатов прошлого созыва. Его автор — народный избранник VII созыва нижней палаты парламента Ирина Чиркова, партия «Справедливая Россия». Законопроект написан в качестве альтернативы официальным правительственным поправкам в закон «О банкротстве», которые были разработаны Минэкономразвития и внесены в Госдуму в мае 2021 года. Сейчас документ ожидает даты назначения первого чтения.
Совпадения и отличия двух вариантов законопроектов разобрал портал «Федресурс».
В отличие от варианта, предложенного в поправках правительством, депутат Чиркова намерена сохранить сложившиеся на сегодняшний день процедуры наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления в процедуре банкротства юрлиц. Согласно же предложениям правительства в ходе реформы должны сохраниться только две процедуры: реструктуризация долгов и конкурсное производство (ликвидация), по аналогии с процессами, которые допустимы при банкротстве физ лиц.
Государственно-правовое управление президента РФ (ГПУ) тоже считает идею отказа от процедур финансового оздоровления и внешнего управления ошибочной. Год назад ГПУ предлагало рассмотреть перспективы отказа от этих двух процедур при банкротстве через два года после вступления поправок в силу. В итоге в варианте правительства в поправках в закон зафиксирован промежуточный вариант: переход к банкротству согласно новым правилам будет растянут во времени.
В течение первых двух лет действия обновленного закона суды будут вправе принимать решения о применении как прежних, так и новых процедур. Это необходимо для адаптации участников рынка к новым правилам, пояснял весной 2021 года глава Минэкономразвития Максим Решетников.
Некоторые идеи законопроектов правительства и «справедливороссов» совпадают. Например, авторы стремятся одинаково изменить систему реализации имущества банкротов. На смену торгам, в ходе которых цена лота растет, должны прийти так называемые «голландские аукционы» с плавающей системой формирования цены. То есть сначала торги проходят в парадигме повышения цены лота.
Но если желающих купить имущество нет, то цена будет снижаться до поступления первого предложения на покупку. После этого торги снова пойдут с упором на рост цены. Но если никто из участников не захочет поднять котировку, то победителем признают того представителя, кто первым озвучил свое предложение.
Есть совпадения в области отбора и назначения арбитражных управляющих для проведения дела о банкротстве. Чиркова, так же как и МЭР, предлагает законодательно ввести механизм случайного выбора финуправляющего. Для чего необходимо разработать и начать применять балльную систему оценки работы этих специалистов.
Есть и существенные разночтения в обоих законопроектах. В варианте от «Справедливой России» зафиксировано требование кардинально изменить систему обеспечения имущественной ответственности арбитражных управляющих. Сейчас они обязаны страховать свою ответственность, что фактически приравнено к праву заниматься своей работой для этих специалистов. Внесенный Чирковой проект предусматривает альтернативный способ обеспечения имущественной ответственности.
Предполагается, что будет оформляться аналог банковского кредита — выписка независимой банковской гарантии в качестве страховки. Кроме того, документ допускает, что каждая саморегулируемая организация арбитражных управляющих (СРО АУ) может создать свой внутренний целевой фонд для обеспечения ответственности своих членов. «По существу, в данном случае применяется метод резервирования денежных средств (самострахование)», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Также проект Чирковой в отличие от правительственного предусматривает ежегодную индексацию фиксированных гонораров управляющих на официальный размер инфляции, который подсчитывает Банк России. «Порядок индексации размера вознаграждения арбитражного управляющего устанавливается регулирующим органом», — сообщается в проекте. Размер суммы вознаграждения для временного и конкурсного управляющего, к примеру, сейчас составляет 30 тысяч рублей в месяц (и 25 тыс. для финуправляющего при банкротстве физ лиц для каждой процедуры).
Реализация предложений будет «способствовать сокращению сроков и издержек на проведение процедур, применяемых в делах о банкротстве, повышению их эффективности и увеличению размера погашения требований кредиторов, а также защите интересов должников», написано в пояснительной записке к проекту.
Суд не освободит гражданина от непогашенных долгов при наличии следующих обстоятельств:
(А) Должник привлечен к уголовной или административной ответственности за неправомерные действия при своем банкротствеПостановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 июня 2018 г. по делу № А43-26339/2016 либо за своё преднамеренное или фиктивное банкротство;
(Б) Должник не предоставил необходимые сведения своему финансовому управляющему или суду, либо представленные сведения были недостоверны;Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15 августа 2018 г. по делу № А12-10172/2016
(В) Сами требования к должнику возникли в результате совершения им незаконных действий (мошенничество, злостное уклонение от погашения задолженности, уклонение от уплаты налогов, предоставление заведомо ложных сведений при получении кредита, сокрытие или уничтожение своего имущества).Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 января 2019 г. по делу № А32-37686/2015
Поэтому получение кредитов по ложным сведениям, оптимизация НДС либо дарение имущества родственнику в целях недопущения обращения на него взысканий обеспечат сохранение обязательств до полного расчета с кредиторами.
Примечательным здесь является недавнее определение Верховного суда РФ, которым суд защитил интересы обычного физического лица-должника:
Заемщик взял кредит, не сумев адекватно рассчитать свои финансовые возможности, что впоследствии привело его к долгам.Определение Верховного Суда РФ от 03.06.2019г № 305-ЭС18-26429 по делу № А41-20557/2016. Практика по этим делам складывалась не в пользу должников, такие долги не списывались, поскольку подобное поведение считалось недобросовестным.Определение Верховного Суда РФ от 02.02.2017г по делу № А45-24580/2015. Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 28.11.2018г по делу № А36-7440/2017. Верховный Суд РФ же предложил отличать недобросовестное поведение от неразумного:
-
в первом случае (недобросовестность) человек заведомо понимает, что не сможет вернуть долги, при этом утаивает от кредитора информацию о своем финансовом состоянии (например, о наличии нескольких кредитов или иных долгов в момент получения очередного кредита);
-
во втором случае (неразумность) человек не осознает последствия своих действий, по тем или иным причинам не может адекватно оценить ситуацию и последствия. О наличии нескольких кредитов он знает, но не говорит, так как его не спрашивали.
В целом же, злонамеренно «кинуть» своих кредиторов действующее законодательство и практика теперь не позволяют.
Сущность нововведения в 2021 году
- налоговая организация;
- физическое лицо (самостоятельно);
- кредиторы.
Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»
Структура законопроекта
- общие понятия закона, указаны определения должников и кредиторов;
- ответственность лиц в процессе;
- меры предупреждения банкротства;
- процесс оспаривания сделок должника;
- особенности рассмотрения дела о несостоятельности в арбитражном суде.
Во всех последующих разделах указаны особенности процедур:
- внешнего управления;
- конкурсного производства;
- наблюдения;
- финансового оздоровления.
Также в отдельную главу вынесены особенности проведения мировой договоренности и несостоятельности отдельных категорий субъектов, которые имеют задолженность.
Кому важно ознакомиться с содержанием
После признания гражданина неспособным погашать финансовый долг, к нему применяются такие меры:
- запрет выезда за пределы государства;
- подписание мирового соглашения;
- наложение ареста на имущество и его реализация;
- реструктуризация долга.
При положительном развитии дела, всю задолженность ему могут аннулировать.
Необходимые требования к ФЛ
Для того чтобы признать человека неспособным погасить финансовый долг, необходимо, чтобы:
- срок просрочки по денежным обязательствам составлял не менее 90 суток;
- общая сумма долга превышала 500000 рублей.
Изменения, внесенные в закон о банкротстве, позволяют обратиться в судебные органы людям, не дожидаясь превышения установленного объема задолженности и раньше принятого срока.
Планка долга банкрота особенности
Федеральный закон о несостоятельности (банкротстве) для принятия мер считает достаточным задолженность свыше 0,5 млн. рублей и непогашение их на протяжении квартала.
Читать так же: Как вывести деньги с брокерского счета
Наряду с этим, определяет и другие предпосылки:
- в течение одного месяца не уплачено 10% от задолженности;
- полностью прекращены расчеты с кредиторами;
- размер всего долга превышает стоимость имущества.
Признать банкротом физическое лицо суд может и в том случае, если у него нет никакого имущества.
Подсудность место отправки заявления
Дополнительно с ним необходимо предоставить:
- информацию об объеме денежных обязательств, включая всех лиц, предоставивших кредит;
- перечень запланированных шагов (взгляды должника на дальнейшее развитие событий);
- Ф. И. О. и контактный номер телефона ответчика;
- количество человек, перед которыми существуют финансовые обязательства.
Причины отказа в рассмотрении заявления существуют такие:
- не оплачен взнос в бюджет государства (300 рублей);
- не внесены денежные средства на депозитный счет арбитражного суда за пользование услугами управляющего (25 000 р.).
Если отсутствуют необходимые документы, то также могут отклонить заявление.
Скачать форму заявления должника в арбитражный суд о признании банкротом
Выбор должностного лица для ведения дела
- проводит подробный анализ финансового состояния гражданина;
- экономно тратит средства должника;
- защищает любое его имущество;
- ведет точный перечень требований;
- уведомляет о замеченных нарушениях с обеих сторон.
С этой целью арбитражные управляющие проводят встречи и переговоры. Все их действия должны не допустить фиктивного признания неспособности выполнить обязательства по платежам.
Физическое лицо оплачивает все судебные расходы и услуги арбитражного управляющего.
Важные пункты закона
- принципы регулирование процессуальных отношений;
- применяемые процедуры;
- правила возбуждения производства по делу;
- нормы подачи заявления гражданина и конкурсного кредитора и особенности рассмотрения их обоснованности;
- возможность проведения собраний кредиторов;
- выдвигаемые правовые требования к гражданскому лицу, по отношению к которому планируется проводиться реструктуризация;
- механизм решения суда о признании банкротом физическое лицо.
Пошаговые инструкции процедуры даны в ст. 213.2. Она включает в себя принцип изменения структуры капитала, реализации имущества и мировое соглашение.
В ст. 213.9 описаны определения и суть работы финансового управляющего. Он должен быть назначен обязательно.
В ст. 213.11 обозначены последствия введения реструктуризации долгов и предоставления плана по его выполнению. Его содержание указано в ст. 213.14.
Все последствия признания физического лица банкротом прописаны в статье 213.30.
Судебная практика
Первоначальный пакет документов очень объемный, необходимо выделить для его сбора достаточное количество времени и сил. Однако, пройдя все этапы процесса, правительство государства дает возможность начать жизнь без финансовой зависимости от кредиторов.
Как работает ФЗ о банкротстве физических лиц № 127-ФЗ?
Когда речь идет о крупных задолженностях, необходимо понимать, какие права и обязанности устанавливает закон для банкрота. Право на списание долгов регулируется Федеральным законом о банкротстве физлиц, точнее — главой X ФЗ №127 «О несостоятельности (банкротстве)».
Текст закона регулирует следующие пункты:
- Порядок осуществления банкротства физических лиц. Банкротиться граждане могут через Арбитражный суд. Либо во внесудебном порядке — через МФЦ. Банк, налоговая инспекция или другое лицо не могут признать человека банкротом;
-
Признаки банкротства физлица. В законе четко установлено, что признаками несостоятельности гражданина является долг от 500 000 рублей и больше, и просрочка от 90 дней по кредитам. Банки могут подать на банкротство своего клиента, если сумма основного долга (без процентов) больше полумиллиона рублей. Сам должник — и при меньшей сумме, если ему очевидно, что нет средств для выплат долгов.
Он может подать на банкротство даже заранее, до начала просрочек, если должник понимает, что не сможет рассчитаться со своими обязательствами. Что это за обстоятельства — в законопроекте не уточняется. Это решает суд, исходя из конкретной ситуации: например, установление инвалидности, лишение кормильца — ситуации, когда очевидно, что займы не будут возвращены, и их можно сразу списать;
На практике по итогам уже состоявшихся судов ясно, что суд рассматривает дела при сумме долга от 350 тыс. рублей.
-
Последствия банкротства. Последствия перечислены в законодательстве, сюда относятся, в частности, невозможность повторного признания некредитоспособности в течение 5 лет (или 10 лет — если физ. лицо было признано банкротом в упрощенном порядке через МФЦ), запрет быть учредителем или генеральным директором в юрлицах.
Также установлены временные ограничения, наступающие при установлении факта финансовой несостоятельности, с момента первого заседания по делу — это приостановление судебных постановлений, вынесенных ранее, прекращение начислений процентов по кредитным обязательствам;
-
Обязанности и полномочия финансовых управляющих. Финуправляющие составляют отчеты для суда, подают ходатайства, управляют финансовыми делами должников. Они также проверяют дело на добросовестность, фиктивность, собирают кредиторов, ищут собственность и проводят торги для реализации имущества должника.
Действующая редакция закона о банкротстве граждан № 127-ФЗ предусматривает 25 000 рублей в качестве фиксированного вознаграждения финуправляющего.
Помимо этого управляющий имеет право на 7% от стоимости реализованной собственности банкрота — если проводились торги.
Главные нормы
Законодатель определил четкие требования к должникам для доказательства их несостоятельности, порядок прохождения процедуры, применяемые методики решения вопросов с кредиторами. В законе отведена особая роль финансовому управляющему, который за вознаграждение проводит все необходимые этапы реализации процедуры банкротства.
Необходимые требования к гражданину
Чтобы суд смог рассмотреть официальный запрос, должник обязан соответствовать ряду требований, отраженных в этой же статье (п.2), а именно:
- Иметь общий размер задолженности по одному или нескольким кредитам не менее 500 000 рублей.
- Не исполнять требования кредиторов в течение 3-х месяцев с даты, когда их нужно было исполнить.
Планка долга банкрота — особенности
- Со стороны заемщика полностью прекращены расчеты с кредиторами.
- Более 10% от всех обязательств, обязанностей должника не исполнено им в период свыше 1 месяца с необходимой к погашению долга даты.
- Размер всей задолженности человека превышает стоимость его законного имущества.
Также суд вправе присвоить статус «банкрот» гражданину, у которого вообще нет никакого имущества. Получается, что суд рассматривает ряд исчерпывающих объяснений, подтверждающих реальную неплатежеспособность физического лица, а не только указанный в ст. 213.3 ФЗ № 127 порог долга — 500 000 рублей и выше. Вывод – внимательнее читайте Федеральный закон о банкротстве физических лиц с изменениями на 2020 год.
Подсудность — место отправки заявления
Обратимся к ст. 213.4 закона о банкротстве физических лиц. Там указано, что для начала проведения процедуры банкротства необходимо подать заявление в Арбитражный суд по месту жительства. Это можно сделать в случае невозможности исполнять требования одного или нескольких кредиторов, а также, если должник смог предвидеть факт своего банкротства при наличии определенных обстоятельств.
Отметим, что опираясь на п.2.1 ст. 213.4, прежде чем подать заявление в органы суда индивидуальным предпринимателям следует заранее (не менее чем за 15 дней) опубликовать предварительное уведомление в ЕФРС о том, что планируется подача бумаги о признании ИП банкротом.
Выбор арбитражного управляющего
Опираясь на ст. 34 и ст. 2 закона о банкротстве физических лиц под действующей редакцией, дадим определение арбитражного управляющего: это гражданин РФ, являющийся членом СРО арбитражных управляющих. Им может выступать:
- Временный – проводит наблюдения.
- Административный – занимается финансовым оздоровлением.
- Внешний – назначается для внешнего управления.
- Конкурсный – работает над конкурсным производством.
- Финансовый управляющий – является непосредственным участником дела о банкротстве гражданина.
Назначается представитель закона арбитражным судом, т.е. сам должник по сути не принимает участия в выборе кандидата на «должность» арбитражного управляющего, но, как правило, суд выбирает того управляющего, который находится в составе СРО, прописанной должником в заявлении о банкротстве. Задаваться целью найти финуправляющего – бессмысленно. На заметку, в наиболее крупных саморегулирующих организациях число управляющих составляет свыше140 человек, и суд самостоятельно примет решение, кого именно из них назначить.
Закон не допускает к делу людей заинтересованных в отношении потенциального банкрота или кредиторов. Возможен также вариант замены арбитражного управляющего согласно п.4 ст. 45 ФЗ на основе ходатайства от заявителя.
Нововведения, обсуждаемые в 2020 году и которые с большой долей вероятности будут приняты в 2021 году
Попытки совершенствовать закон не прекратились и в период коронавируса. За разработку поправок в закон отвечает Министерство экономического развития РФ, которому, казалось бы, и кроме банкротства было чем заняться в минувшем году. Но предложения в закон МЭР представил в марте 2020 года, а в феврале 2021 года правительство и президент обсудили их в закрытом режиме.
После того, как документ о поправках был утвержден правительством и его одобрил президент, его внесли 17 мая 2021 года в Госдуму. При базисном согласии Думы на изменения законопроекты проходят три необходимых чтения довольно быстро.
О том, что у обсуждаемых в феврале 2021 года изменений есть большие шансы быть прописанными в законе, свидетельствует тот факт, что в конце июня прошлого года правительство перестало настаивать на внесение в закон сразу 4 вариантов поправок, которые утратили свою актуальность.
Множество поправок в законе касается банкротства юридических лиц, мы рассмотрим только те, которые касаются признания несостоятельности рядовых граждан.
Должников разделят на категории в соответствии с их доходами
Потенциальные банкроты — граждане составят первую группу. В нее также отнесены компании и ИП, доход которых за год, предшествующий банкротству, не вышел за рамки 800 млн. руб. Стоимость активов у таких физ. лиц, организаций и предпринимателей не должна превышать 300 млн. руб.
Вторая категория — предприниматели. В нее могут попасть те, чей доход попал в «вилку» от 800 млн. руб. до 2 млрд. руб.
Третья группа включает компании и ИП, чьи доходы «перевалили» черту в 2 млрд. руб.
Пока не можете решиться на банкротство? Закажите звонок юриста
Поправки о финуправляющих и СРО АУ
Большое количество поправок вносится в процедуру выбора арбитражных управляющих (АУ). С принятием изменений их работу будут оценивать с применением системы баллов. Эти коэффициенты будут начисляться за эффективность принятых решений, которые управляющий предлагает в ходе банкротства.
Например, за каждый план реструктуризации, который будет доведен до логического завершения. За исполненные мировые соглашения, за удачную реализацию имущества.
СРО также будут получать рейтинг. Его будут считать, исходя из среднего арифметического значения баллов, полученными за проведение процедур по банкротству всех управляющих, входящих в конкретную организацию. А информация обо всех баллах, полученных управляющими, будет храниться в новом Государственном регистре арбитражных управляющих.
СРО управляющих тоже будут делиться на три группы. Физические лица смогут указать в заявлении только СРО первой группы. Одним из обязательных условий для саморегулируемых организаций первой группы является факт проведения 10 процедур списания долгов.
Управляющие будут назначаться на процесс, опираясь на показатели рейтинга. Каждое СРО будет обязано представить на процесс как минимум одного кандидата, после чего выбор из них проведет компьютерная система суда. Если СРО откажется представить кандидатуры управляющих для выбора, оно рискует перейти в более низкую группу, а потом и вообще потерять свой статус.
Изменения стоимости банкротства для физ. лиц
И самое главное изменение, которое предлагает Минэк, касается суммы выплат вознаграждения для финуправляющего.
Конечно, если эта инициатива будет одобрена Думой в общем пакете поправок, то списать долги в России гражданину станет существенно дороже и сложнее.
Чем грозит банкротство физических лиц?
Помимо позитивных аспектов данная процедура имеет и негативные. Чем чревато банкротство физического лица? Одним из самых тяжелых последствий является реализация имущества — продажа части имущества банкрота, кроме самого необходимого, в счет уплаты долга.
Отметим, что если у должника нет имущества, его банкротство будет признано даже в том случае, если не удастся оплатить хотя бы часть долгов.
Еще одним неприятным последствием процедуры банкротства физических лиц является изъятие денежных средств заемщика (на счетах в банках). Все эти деньги пойдут на погашение долга. Кроме того, в течение всей процедуры распоряжаться этими средствами будет назначенный финансовый управляющий.
Признание собственной несостоятельности не бесплатно. В число обязательных платежей при процедуре банкротства входит госпошлина за рассмотрение дела в Арбитражном суде — 300 р.. Кроме этого необходимо оплатить работу финансового управляющего в размере 25 тысяч рублей (этому специалисту также полагается 7% от реализации имущества банкрота). Если гражданин испытывает трудности с финансами, можно подать прошение об отсрочке выплат.
В обязанности финуправляющего входит контроль за деньгами и сделками должника в период рассмотрения дела о банкротстве. Кроме наложения запретов финансовый управляющий вправе признать сделку недействительной, если найдет для этого основания. Недействительными могут быть признаны любые сделки, совершенные за последние три года.
Таким образом перечень минусов банкротства следующий:
- Продажа имущества должника на торгах;
- Изъятие денежных накоплений;
- Ограничение на выезд за пределы РФ (выезд за границу может быть ограничен во время дела на срок до полугода);
- Контроль за расходами банкрота (без ведома арбитражного управляющего должник не вправе совершать крупные покупки стоимостью выше 50 тыс. рублей);
- Трехлетний запрет на руководство компаниями;
- Запрет на повторную процедуру банкротства в течение следующих пяти лет;
- Обязанность информировать кредиторов о статусе банкрота в течение пяти лет (решили взять кредит — придется сообщить банку о том, что в прошлом Вас признали некредитоспособным).