Расшифровка тракторных прав

Содержание:

Удостоверение нового образца

С 2011 года в России выдаются автомобильные права нового образца. Они отличаются не только размером и видом (теперь напоминают обычную банковскую карту), но и наличием штрих-кода. По нему инспектор может получить необходимую информацию при проверке документа.

Однако удостоверение на трактор практически не изменилось, но с 2015 года больше не выдаются временные права машиниста. Форма документа утверждается Гостехнадзором, имеет единый вид во всех регионах РФ. Представляет собой карточку, на которой содержится информация с двух сторон. На удостоверении с лицевой стороны по-прежнему располагается фотография водителя, сведения о регистрации, месте и дате рождения, подпись, наименование Государственной инспекции, дата выдачи, срок действия и печать. На обратной стороне — таблица с категориями, особые отметки, а также код прав машиниста.

Как проверить на подлинность

По внешнему виду подделанный документ трудно отличить от настоящего. Признаками фальшивки является отсутствие водяных знаков, размытая печать без орла, липовая голограмма. Как правило, инспекторы легко выявляют подделки, но иногда работодателям требуется проверить удостоверение машиниста. Делают это для того, чтобы удостовериться, не лишен ли водитель прав, законно или нет получил тракторные права. Необходимо послать запрос в реестр Гостехнадзора на официальном сайте, введя серию и номер документа, дату выдачу. Если он настоящий и действует, то высветится следующая информация:

  • дата рождения водителя;
  • срок действия удостоверения машиниста;
  • открытые категории.

В случаях, когда прав лишили за нарушения, то появится соответствующий пункт. Если никакой информации о выданном удостоверении нет, есть повод задуматься о незаконном получении. Нет смысла обманывать работодателя об открытых категория. После проверки компания будет вынуждена отказать водителю в трудоустройстве.

Порядок аттестации: как успешно сдать экзамены

После подачи пакета документов в региональное подразделение Госинспекции по надзору за техсостоянием СМ, назначается дата проведения экзамена, состоящего из трех последовательных этапов.

Этапы экзаменационного процесса

В зависимости от требуемой категории, претенденту предстоит пройти следующие этапы:

  • Теоретическая часть по правилам и нормам безопасной эксплуатации СМ для аттестующихся на все категории, за исключением F.
  • Теоретическая часть по правилам и нормам безопасной эксплуатации СМ, сельхозтехники и оборудования для претендентов на категорию F.
  • Теоретическая часть по знанию ПДД.
  • Практическая часть с контролем навыков управления, соблюдения ПДД, а также правил и норм безопасности в ходе эксплуатации самоходной техники.

Теоретический этап

Кандидатам предстоит доказать свои знания в следующих сферах:

  • Правила управления и агрегатирования тракторов или другой техники, в зависимости от того, какая категория прав будет открыта.
  • Законодательные нормы, регламентирующие безопасность жизни, здоровья и окружающей среды в ходе эксплуатации СМ, а также предусмотренная законодательством ответственность в случае их несоблюдения.
  • Факторов аварийности и травматизма в работе тракториста-машиниста.
  • Методики оказания первичной медицинской помощи (остановка кровотечений, иммобилизация, противошоковые мероприятия).
  • ПДД, а также законодательная ответственность в случае их несоблюдения.

В случае неудовлетворительных результатов проверки теоретических знаний, экзамен можно сдать повторно. На качественную подготовку отводится неделя, и до ее истечения вторая попытка не разрешается. На подтверждение своих знаний дается 3 попытки, после чего придется повторно проходить обучение. Экзаменуемые не имеют права перейти к практической части до получения отметки о сдаче теории. Положительный результат теоретического экзамена остается действительным на протяжении ближайших 3 месяцев.

Практический этап

Практическая часть состоит из двух последовательных этапов. Для начала экзаменуемый демонстрирует знания и навыки на закрытой площадки, а затем – на специально спланированном маршруте, имитирующем реальные эксплуатационные условия.

В пределах трактородрома проверяются следующие навыки:

  • умение трогаться с места на рельефе с уклоном;
  • маневр разворота на ограниченной площадке;
  • маневр парковки задним ходом в ангар;
  • для экзаменуемых на категории B, C, D и Е – парковка задним ходом в ангар СМ с прицепом;
  • агрегатирование СМ с прицепом;
  • экзаменуемым на категории B, C, D и Е – СМ с навесной машиной;
  • торможение в различных скоростных режимах.

На проходящем по реальному маршруту этапе проверяется соблюдение ПДД, применение знаний по безопасной эксплуатации самоходных ТС, способность к грамотной оценке дорожной ситуации, правильность и скорость реакции на нее.

Об истории тракторных прав

Всем известно, что в годы Великой Отечественной войны на тракторах работали 14-ти и даже 12-ти летние мальчишки. Однако всё же права на эти сельхозмашины существовали уже тогда: они были введены ещё в 1933-м году Народным комиссариатом земледелия.

Начало

Связано это было с бурным ростом машиностроения и сельского хозяйства в нашей стране. Начали давать первую продукцию построенные «с нуля» промышленные гиганты – Сталинградский, Харьковский, Челябинский тракторные заводы.

Эти новые трактора значительно отличались от примитивной техники, используемой прежде. Они требовали определённого багажа знаний и навыков, умелого обращения. Началось повсеместное распространение МТС (машино-тракторных станций) – для обеспечения высокого уровня техобслуживания сельхозтехники и максимальной механизации труда в колхозах и совхозах.

Согласно постановлению Совета труда и обороны СССР №827 от 21.09.1933 г., для допуска к управлению трактором каждый уже работающий или будущий механизатор должен пройти квалификационную комиссию и получить удостоверение тракториста-машиниста «с отнесением всех трактористов по уровню их знаний к 1-й или 2-й категории».

Для тех, кто смог получить удостоверения 1-й категории, при расчёте всех расценок коэффициент повышался на 0,1 трудодня. Одновременно с получением удостоверения тракториста-машиниста механизатор подписывал обязательство не менее двух последующих лет отработать именно в той МТС или в том колхозе (совхозе), который направил его на квалификационную комиссию.

Права на трактор в брежневские времена

В дальнейшем (начиная с 60-х годов) удостоверение тракториста-машиниста мог получить любой выпускник сельской школы. На селе в школах был введён предмет «машиноведение». В рамках этого курса, раз в неделю для мальчиков проводились уроки по изучению устройства колёсных тракторов типа «МТЗ-80», «Т-40»; гусеничных «ДТ-75»; и комбайнов «СК-5 Нива». Для девочек во время данного урока в большинстве школ проводилось совсем другое занятие – факультативное по рукоделию.

Во внеурочное время периодически устраивались практические занятия по вождению указанных выше тракторов. Технику предоставлял местный колхоз. Либо – при многих сельских школах имелись собственные опытные хозяйства, а в них – по одному собственному колёсному и гусеничному трактору.

Незадолго до окончания последнего учебного года к учащимся 10-го класса и их наставнику по машиноведению приезжал представитель районного Гостехнадзора и принимал у ребят экзамены по теории и практике. При этом, дабы не «мотаться туда-сюда» несколько раз, он привозил с собою уже отпечатанные и готовые удостоверения тракториста-машиниста 2-го класса на каждого из учащихся (фото и анкетные данные на всех учитель собирал и отвозил в район заранее).

Экзамены и вождение принимались очень лояльно: достаточно было показать самые минимальные познания и навыки для того, чтобы стать обладателем удостоверения тракториста-машиниста – книжечки с «Кировцем» на обложке (это в 80-е годы, ранее там изображался трактор намного «скромнее» – «ДТ-20»). При самых вопиющих случаях полной неготовности кандидата (которых в принципе и не было) инспектор не выдавал ему книжечку, а увозил её с собой. И для получения прав нужно было ехать в райцентр и пересдавать экзамен там.

Городские жители могли при желании пройти курс обучения в ПТУ и сдать на тракторные права самостоятельно. Получить их можно было также во время пребывания в студенческих стройотрядах, или в период службы в Советской Армии.

Штампы «Разрешено» после сдачи экзаменов по машиноведению  ставились в графы трёх категорий: «А» – колёсные трактора до 1,4 тягового класса («МТЗ-80»); «В» – гусеничные трактора («ДТ-75») и «Г» – самоходные машины с механической трансмиссией (комбайны «Нива» и т.п.) Другие категории советских тракторных прав, на которые нужно было учиться и сдавать экзамены отдельно: «Б» – Колёсные трактора классом свыше 14 кН (1,4 тс); «Д» – самоходные машины с гидростатической трансмиссией; «Е» – мелиоративные, дорожно-строительные машины, экскаваторы с ковшом вместимостью до 0,65 кубометров.

В настоящее время список категорий тракторных прав существенно расширился. Связано это с появлением новых видов техники, а также с синхронизацией российских удостоверений тракториста-машиниста и зарубежных их аналогов.

Как получить права на МТЗ 80 и 82/82.1

Чтобы открыть категорию прав на Беларус 82.1, 82 или 80, нужно обратиться в региональное представительство Гостехнадзора. Именно Гостехнадзор следит за правилами эксплуатации самоходных и тракторных машин, а также выдает удостоверения тракториста-машиниста.

Экзамен на открытие категории прав на трактор платный. Его стоимость различается в зависимости от региона. Для получения удостоверения нужно будет дополнительно заплатить:

  • 500 рублей, если УТМ оформляется на бумажном бланке;
  • 2000 рублей, чтобы получить права на трактор на пластиковой карте.

Права на трактор МТЗ на бумажном бланке

Удостоверение тракториста-машиниста в виде пластиковой карточки, оба варианта действительны

Какие документы нужны для получения прав на МТЗ 82 или 80

Для открытия соответствующей категории прав необходимо предоставить:

  • медицинскую справку по установленной форме;
  • свидетельство об успешном прохождении профессионального обучения управлению тракторной техникой соответствующей категории;
  • паспорт.

Чтобы получить тракторные права, на момент экзамена соискателю должно исполниться 17 лет.

Права на трактор можно получить либо по месту жительства/прописки соискателя, либо по месту прохождения обучения. В этом плане открытие категории прав на трактор отличается от получения автомобильного водительского удостоверения.

Изъятие и восстановление прав на трактор МТЗ 80, 82, 82.1

Основания для изъятия УТМ такие же, как и в случае с водительским удостоверением. Изымают права только по решению суда. После этого удостоверение нужно сдать в региональное представительство Гостехнадзора.

Чтобы заново открыть права на трактор, нужно снова сдать экзамен (пересдается только его теоретическая часть). Также потребуется вновь предоставить медицинскую справку.

Сроки оформления прав на трактор

Оформление УТМ для управления тракторами МТЗ 80, 82 и 82.1 занимает десять рабочих дней, если:

  • документ получается впервые;
  • права на трактор восстанавливаются после изъятия;
  • меняется водительское удостоверение, выданное в другом государстве, на права российского образца;
  • соискатель открывает новую категорию в тракторных правах или получает новую квалификацию (не в той же категории).

В остальных случаях удостоверение машиниста-тракториста оформляется быстрее – до 5 рабочих дней. Получить документ в ускоренном порядке можно, если:

  • прежние права были утеряны;
  • имеющийся документ сильно поврежден или износился;
  • УТМ меняется в связи с истечением срока действия;
  • заявитель меняет личные данные;
  • открывается новая квалификация в рамках имеющейся категории прав на трактор.

Водительские права и категории на трактор и спецтехнику

Все версии сертификатов на право управления этим транспортным средством подразделяются на несколько разновидностей в зависимости от конструктивных особенностей трактора. Поэтому, перед тем, как получить права машиниста-тракториста, нужно разобраться в категориях и подкатегориях прав.

Категории Описание Подкатегории
А Включает самоходное оборудование, которое не предназначено для движения по шоссе и имеет скорость до 50 км/ч. А1.Моторизованные внедорожники; А2. Автомобили внедорожники весом не больше 3,5 тонн и общим количеством мест 9 и меньше, включая место водителя; А3. Внедорожники весом более 3,5 тонн.
B Назначается трактору на колёсах или гусенице мощностью менее 25,7 кВт;  —
С Мощность от 25,7 до 110,3 кВт;  —
D Мощность силового агрегата от 110,3 кВт;  —
E Гусеничные ТС с двигателем мощностью более 25,7 кВт;  —
F Гусеничные ТС с двигателем мощностью более 25,7 кВт;  —

Существует 9 категорий (с подкатегориями) водительских прав тракториста-машиниста, а также 6 разрядов (степень подготовки водителя), которые обязательно отражаются в удостоверении.

Нет только одной категории для машиниста-тракториста, но в зависимости от мощности двигателя и количества мест в салоне, выбирается соответствующий вариант.

Открытие категории Д на трактор

Перед тем, как открыть категорию «Д» на трактор, нужно узнать, соответствует ли кандидат необходимым требованиям:

  • в начале обучения у него в удостоверении тракториста должны быть открыты категории «C», «B» или одна из них;
  • возрастной ценз при поступлении не менее 21 года, а для тех, кто на службе, эта цифра ниже, — 19 лет;
  • подтверждение нормального состояния здоровья — отсутствие заболеваний: сложной болезни сердца, центральной нервной системы, психические расстройства и т. д. (список утвержден приказом Министерством здравоохранения России №. 302);
  • общий стаж вождения должен быть более 3-х лет.

Чтобы получить пропуск, необходимо предоставить: действительные водительские права с открытыми категориями «C», «B»; две стандартные фотографии 3,5 на 4,5; паспорт и справка, подтверждающая, что прошёл медицинский осмотр.

Какой техникой Вы пользуетесь?

Сельхоз и спецтехника
9.39%

Лодка
32.75%

Квадроцикл
6.99%

Снегоход
5.9%

Катер
10.04%

Гидроцикл
3.49%

Яхта
2.62%

Погрузчик
10.81%

Трактор
10.26%

Экскаватор
7.75%

Проголосовало: 916

Нужны ли права на минитрактор

Ошибочно полагать, что специальные документы не нужны для управления минитрактором.

Чтобы понять, какие права необходимы для мини-трактора, нужно учитывать, в каких областях он используется и, соответственно, куда он движется.

Прежде всего, этот вид транспорта используется для сельскохозяйственных работ и не предназначен, чтобы ездить на нём по автомагистралям. Но из этого не следует, что водителю нужно сдавать экзамен по правилам дорожного движения. Зачастую минитракторы используют строительные компании и коммунальные услуги. Недопонимание правил дорожного движения у водителя в любом случае недопустимо.

Право на мини-трактор — не более чем свидетельство водителя трактора. Документ на управление таким транспортным средством предоставляется только водителям, прошедшим специальную подготовку и сдавшим экзамен в Гостехнадзоре. За несоблюдение этих правил, водителю грозит наказание административного плана.

Штрафы за неимение прав

За вождение транспортного средства лицом, не имеющим особых прав в этом отношении, ответственность вытекает из статьи 12.7 Кодекса об административных правонарушениях. Если такого документа нет, а водитель не прошел соответствующую подготовку или необходимая категория не открыта, преступника оштрафуют на сумму от 5000 до 15000 рублей за вождение без лицензии.

Если трактор эксплуатировался лицом, которое в настоящее время лишено этого права за ранее совершенные правонарушения, наказание может быть более суровым в виде:

  • штраф до 30 тысяч рублей;
  • обязательный труд (до двухсот часов);
  • 15 суток административного ареста.

Ответственность за управление трактором, если у водителя нет водительских прав: в большинстве случаев, у водителя нет документов с собой, но в то же время они есть у них дома, срок действия не истек, и необходимые категории также открыты. Любой может забыть о них, но нет веских причин для сурового наказания, следовательно, вступает в силу вторая часть раздела закона 12.3, который прогнозирует штраф в пятьсот рублей. Но если водитель сможет доказать, что документы были только что забыты, инспектор дорожной полиции сделает предупреждение.

Что грозит владельцу трактора, доверившему управление ТС лицу, не имеющему права вождения

Водитель несет ответственность, управляя ТС без водительских прав. Даже в случае сельскохозяйственной техники, владелец трактора также будет подвергнут административному штрафу.

Согласно третьей части ст. 12.7 Кодекса России об административных правонарушениях, за передачу контроля над любым типом транспортного средства лицу, не имеющему на это особых прав, владелец (в данном случае трактор) может уплатить штраф в размере 30 тысяч рублей. Единственными исключениями являются обучения вождению.

Как и где поменять удостоверения тракториста машиниста

Необходимость замены водительских прав на трактор может возникнуть в следующих случаях:

  • документ поврежден, утерян или украден;
  • истекшие права;
  • необходимость корректировки водительских навыков;
  • наличие заболевания, несовместимого с ездой на тракторе (требуется подтверждение с медицинской справкой).

В каждом из этих случаев нужно связаться с региональным офисом Гостехнадзора и написать заявление для замены документа.

Замена сертификата — это простой процесс, если учитываются условия:

  1. При истечении срока действия последнего документа прошло не более 6 месяцев.
  2. У водителя есть документ, подтверждающий прохождение теста в нужной категории.

Что означают тракторные права?

По внешнему виду водительское удостоверение, распространяющиеся на возможность управлять трактором, не отличается от тех, которые необходимы владельцу легкового или грузового автомобиля.

Благодаря такому документу можно управлять двумя категориями транспорта:

  • В первую очередь, это различные типы самоходных машин, обладающих определенными свойствами. Например, трактор, снегоуборочный, строительный или земледельческий механизм. Одним словом, все то, что способно облегчить человеческий труд;
  • Второй тип – это категория, позволяющая управлять военной техникой.

Подобное удостоверение выдается человеку сотрудниками ГИБДД, срок его действия составляет десять лет.

Получение удостоверения

Удостоверение тракториста-машиниста выдается по той же схеме, что и обычное: для начала необходимо пройти обучение, после чего соискатель сдает экзамен – теоретический и практический.

Необходимые документы

У лиц, желающих получить тракторные права, с достижением соответствующего возраста Гостехнадзор затребует:

  • заявление (бланк и образец предоставит Гостехнадзор);
  • документ, удостоверяющий личность;
  • медсправку, в том числе – сертификат от нарколога и психиатра (при прохождении больницы необходимо сразу указывать, какая категория будет открываться, поскольку список обследований может разниться);
  • 4 фото 3х4, сделанных не на глянцевой бумаге;
  • документ, подтверждающий, что соискатель предварительно прошел обучение и может быть допущен к экзамену.

Удостоверение выдается после прохождения экзамена

Для «А» (за исключением АI) потребуются штатные водительские права соответствующей категории (авто или мото) и стаж вождения не менее года. С 2015 года справку об внесении госпошлины предъявлять не обязательно. Если соискатель ранее получал удостоверение, разрешающее управлять самоходными агрегатами по другой категории, он обязан его приобщить к остальным документам. Обращаться в Гостехнадзор следует по месту регистрации.

Процесс обучения

Программа обучения тракторной профессии утверждена Минобразования РФ и предполагает практическую и теоретическую часть. Практическая часть включает в себя не только навыки эксплуатации, но также и способы починки самоходной техники. Практику проходят на специальных полигонах. Теоретическая часть держится на штатных «трех китах»: ПДД, техника безопасности, первая медпомощь. Гостехнадзор не производят обучение – к ним обращаются только тогда, когда справка о прохождении обучения уже на руках, а также в случае утери или необходимости замены удостоверения.

Экзамен

По стандарту, экзамены открываются теоретической частью. В случае провала теоретического экзамена, будущий тракторист будет не допущен к практическому и сможет прийти на пересдачу не ранее, чем через неделю. Вопросы по теоретической части касаются:

  • техники безопасной эксплуатации агрегата;
  • эксплуатации спецмашин и оборудования (для машинистов-трактористов и соискателей по категории «F»);
  • ПДД;
  • способов оказания первой медпомощи;
  • конструкции самоходной техники.

Для теоретической части Министерством сельского хозяйства утверждены тестовые билеты. Практический экзамен предполагает:

  • проверку навыков маневрирования (старт на подъем, заезд в бокс, в том числе с прицепом, агрегирование с навеской, прицепом);
  • соблюдение ПДД, оценка эксплуатационной ситуации.

Если с трех раз не удалось сдать практику, придется заново проходить обучение. В таком случае, потребуется повторная сдача теоретической части.

Где получить права на трактор и как проходит обучение

Программа обучения также стандартизирована и утверждается Ростехнадзором. Занятия состоят из теоретической и практической части. В среднем они длятся 1,5 месяцев (срок может несколько изменяться в зависимости от категории).

В случае, если обучающийся не имеет автомобильных прав, теоретическая часть включает ПДД. Помимо этого, в программу входит изучение правил перевозки грузов, оказания первой медицинской помощи и конструкции спецтехники. На практике машиниста обучают вождению трактора и работе с грузами.

Экзаменационная проверка проходит в 2 этапа. Первый – сдача внутреннего экзамена по итогам прохождения курсов. Второй – сдача экзамена в Гостехнадзоре. В обоих случаях тракторист должен пройти теоретическое испытание и показать на практике навыки управления ТС (практика также делится на 2 части: полигон и движение по маршруту).

Пройти обучение можно на специальных курсах в Гостехнадзоре, либо в частных организациях. Однако во втором случае требуется уточнить наличие действующей лицензии государственного образца. Без нее свидетельство о прохождении обучения является недействительным. Соответственно, машинист не будет допущен до сдачи итогового экзамена и ему придется повторно проходить курсы в другой организации.

Сколько стоит получение и замена прав

Для того чтобы понять, сколько стоят права на трактор, необходимо детально разобраться в каждой статье расходов.

При первичном получении удостоверения необходимо планировать следующие затраты:

  1. Стоимость обучения в автошколе — средняя стоимость от 10 000 рублей, зависит от прайс-листа выбранной автошколы. Расходы на этот пункт можно не учитывать, если планируется самостоятельное обучение.
  2. Подготовка медицинской справки — средняя стоимость 2000 рублей. Данных расходов можно избежать, если проходить врачей в государственной поликлинике, а не в специализированных медицинских учреждениях, предоставляющих данную услугу платно.
  3. Госпошлина за выдачу удостоверения (в том числе временного). Размер пошлины зависит от выбранного для изготовления документа материала:
  • 500 рублей — на бумажной основе;
  • 2000 рублей — на пластиковой основе.

Затраты на замену действующих прав не будут отличаться от затрат на получение новых за исключением расходов на обучение в автошколе. Размер государственной госпошлины также не меняется.

Таким образом, как восстановить удостоверение, так и получить новое бесплатно невозможно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector