Как обжаловать постановление об административном правонарушении?
Содержание:
- Какие требуются доказательства?
- Порядок обжалования протокола об административном правонарушении
- Протокол об административном правонарушении
- Порядок и срок обжалования постановления ГИБДД по делу об административном правонарушении
- В каких случаях можно обжаловать постановление
- Причины для обжалования постановления об административном правонарушении
- Сроки и порядок обжалования
- Предписание МЧС: как обжаловать предписание Госпожнадзора
- Как привлекают к административной ответственности
Какие требуются доказательства?
Перед тем как оспорить постановление ГИБДД об административном правонарушении, следует подготовить как можно доказательств, подтверждающих, что водитель действительно не должен привлекаться к ответственности. Для этого можно пользоваться:
- если машина была продана до выписки постановления, то подготавливается договор купли-продажи;
- используются разные аудиозаписи или видеозаписи, сделанные водителем или свидетелями на месте остановки машины автоинспектором;
- если в постановлении содержатся сведения, противоречащие законодательству, то делаются выписки из разных законов или ПДД;
- готовятся технические бумаги на машину, если в постановлении приводятся данные о максимальной скорости автомобиля или указаны другие номера.
Чем больше доказательств будет иметься, тем выше вероятность выиграть судебное разбирательство, поэтому судом будет отменено постановление.
Порядок обжалования протокола об административном правонарушении
Подать жалобу можно несколькими способами:
Необходимо подтвердить получение жалобы. Если она доставляется в приёмные часы при личном посещении, то нужно составить 2 идентичных экземпляра. Один передаётся секретарю, второй остаётся у заявителя. На нём ставится номер входящего документа и дата регистрации.
Регламентный срок рассмотрения – 30 дней.
На стадии протокола
Этот документ является основным доказательством совершения правонарушения. Если он составлен неверно, то обжаловать наказание будет довольно просто. Поэтому некоторые нарушители предпринимают попытки «запутать» или ввести в заблуждение уполномоченное лицо.
Но это удаётся редко, так как протокол составляют опытные люди, их не так просто сбить с толку. Пока уполномоченное лицо заполняет бланк, нужно сохранять спокойствие.
На стадии внесудебного постановления
Если по данному правонарушению постановление должен вынести руководящий орган, то начинать обжалование следует с вышестоящей организации. Подавать жалобу в прокуратуру не имеет смысла, так как она будет перенаправлена в вышестоящий орган.
Жалоба оформляется по правилам, прописанным в ст. 7 Закона № 59-ФЗ. Она может выглядеть так:
На стадии судебного постановления
У обвиняемого есть право подать жалобу сразу же в начале процесса, на котором будет рассматриваться его дело. Наиболее «популярный» способ – вызвать свидетелей. Как правило, судьи сильно заняты, за день через них проходит поток аналогичных дел. Поэтому судья может допустить ошибку, отказав в вызове свидетелей. На это можно опираться при обжаловании.
Апелляционная жалоба
Подавать в суд высшей инстанции апелляционную жалобу нужно тогда, когда решение суда о применении наказания вступает в свою законную силу. У виновного есть 10 дней на это. Жалоба может выглядеть так:
Если 10-дневный срок пропущен, и принятое постановление вступило в силу, то обжаловать его можно через надзорную инстанцию.
Протокол об административном правонарушении
Протокол об административном правонарушении выступает процессуальным документом, служащим основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, ввиду того что в данном документе фиксируется факт совершения соответствующего нарушения.
Основные требования, которые предъявляются к составлению и содержанию протокола об административном правонарушении: требования к его составлению, содержанию с указанием обязательных сведений, информация о разъяснении прав, а также к срокам его оформления и направления.
Требования к составлению протокола
К составлению протокола предъявляются следующие требования:
- Протокол может составлять только уполномоченное должностное лицо. Перечень уполномоченных лиц приводится в ст. 28.3 КоАП РФ, в зависемости от совершенного правонарушения;
- За каждое правонарушение должен составляться только один протокол. Данное правило следует из ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ, согласно которому за одно и то же правонарушение нельзя нести административную ответственность дважды;
- Протокол должен быть составлен при совершении административного правонарушения, однако в некоторых случаях он может не составляться (ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ).
Случаи, когда протокол об административном правонарушении не составляется:
- Если дело об административном правонарушении возбуждается прокурором (ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ);
- Когда физическому лицу за совершение правонарушения назначается наказание (предупреждение или штраф) на месте совершения правонарушения (ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ);
- Когда выявлено нарушение с помощью специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме в области дорожного движения, которое предусмотрено КоАП РФ, или в области благоустройства территории, которое установлено законом субъекта РФ;
- За нарушение в области применения ККТ (за ее неприменение, применение техники, не соответствующей установленным требованиям, невыдачу кассового чека).
Требования к содержанию протокола
Протокол должен содержать следующие обязательные сведения:
- дата и место его составления;
- фамилия и инициалы ответственного лица, составившего протокол, и его должность;
- сведения о правонарушителе;
- Ф.И.О. свидетелей и потерпевших (если они имеются), а также адреса их места жительства;
- место, время совершения и событие административного правонарушения;
- реквизиты статьи КОАП РФ или закона субъекта РФ, которая предусматривает ответственность за совершенное нарушение;
- объяснение физического лица или представителя организации, в отношении которого возбуждено дело.
Сведения о правонарушении в протоколе должны быть конкретизированы. Все обстоятельства, необходимые для разрешения дела, должны быть выявлены и отражены в протоколе.
- сведения, которые необходимые для разрешения дела;
- сведения о разъяснении нарушителю и иным лицам, участвующим в деле их прав и обязанностей;
- подписи уполномоченного должностного лица, составившего протокол, и правонарушителя;
- замечания лица, которое привлекли к ответственности, по содержанию протокола, если таковые у него имеются.
Существенным недостатком протокола является отсутствие в нем обязательных и иных сведений, имеющих значение для конкретного дела. Те сведения, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, являются несущественными. Признание постановления о привлечении к административной ответственности незаконным можно при наличии в нем существенных недостатков.
Требования к сроку составления протокола
Протокол об административном правонарушении составляется в следующие сроки:
- сразу после выявления административного правонарушения;
- в течение двух суток с момента выявления правонарушения, при необходимости выяснения дополнительных обстоятельств дела или данных о правонарушителе;
- по окончании административного расследования, в случае его проведения. Расследование проводится в течение одного месяца, в исключительных случаях может быть продлено/
Нарушение срока составления протокола об административном правонарушении относится к несущественным недостаткам протокола.
Единая форма протокола об административном правонарушении не утверждена. Органы исполнительной власти для работы разрабатывают собственные формы.
Порядок и срок обжалования постановления ГИБДД по делу об административном правонарушении
Срок обжалования административного постановления
Постановление сотрудника дорожной инспекции можно обжаловать в течение 10 дней. Данный период начинает исчисляться:
- со следующего дня после вручения копии постановления (вручение документа производится не позднее 3 дней с момента его вынесения);
- со следующего дня после получения копии (документ может быть выслан по почте в 3-дневный срок с момента его вынесения).
Подача жалобы на постановление ГИБДД
Порядок обжалования постановления об административном правонарушении, вынесенное сотрудником ГИБДД, предусматривает, что жалоба может быть подана гражданами следующими способами:
- Отправлением по почте.
- Представлением путем личного обращения гражданина. Дежурные части принимают заявления круглосуточно.
- Отправлением в электронной форме через информационные системы общего пользования или специальные разделы на сайтах ГИБДД.
Кроме этого у заявителя существует право на сообщение о нарушении своих прав и свобод посредством совершения телефонного звонка в дежурную часть подразделения Госавтоинспекции.
Если гражданин по ошибке направил свою заявление в подразделение, не уполномоченное на его рассмотрение, то документ перенаправляется должностными лицами, принявшими бумагу, в соответствующий отдел в течение 7 дней.
Отправление электронного заявления
Обращения от граждан в виде электронных сообщений принимаются на сайте ГИБДД, расположенном по адресу http://www.gibdd.ru.
Чтобы подать жалобу, потребуется заполнить анкету, предложенную сервисом. В пустых графах гражданину следует указать:
- наименование отделения ГИБДД;
- Ф. И. О. заявителя;
- цель направления обращения;
- контактные данные заявителя;
- желаемый способ получения ответа.
Регистрация заявления
Все поступившие от граждан заявления по обжалованию постановлений ГИБДД проходят через процедуру регистрации. Регистрационные действия в отношении жалоб производятся в службе делопроизводства.
Дежурный сотрудник ГИБДД, который принимает документ от автора или его представителя, оформляет талон-уведомление (такой талон выдается лицу, передавшему жалобу). После приема заявления данное уведомление направляется в отдел делопроизводства.
Проверка заявления
В ходе проверки уполномоченные должностные лица:
- Анализируют обоснованность данных, описанных в заявлении.
- Проверяют соответствие обжалуемых действий и предписаний закона.
- Собирают объяснительные сотрудников ГИБДД.
- Направляют запросы для получения дополнительных материалов и документов.
Решение по жалобе на постановление ГИБДД
Срок рассмотрения жалобы на постановление ГИБДД, поданной в досудебном порядке, не должен превышать 30 дней с момента ее регистрации.
Законодательство допускает продление срока рассмотрения документа на 30 дней с обязательным уведомлением заявителя.
По заявлению, рассмотренному в порядке досудебного обжалования, могут быть вынесены следующие решения:
- Об оставлении жалобы без удовлетворения.
- О внесении в постановление изменений.
- Об отмене постановления ГИБДД и прекращении производства по делу.
- Об отмене постановления и возвращении дела на новое рассмотрение. Данное решение выносится при нарушении процессуальных порядков, которые не позволили полно и объективно рассмотреть дело.
- Об отмене постановления ГИБДД и направлении дела на рассмотрение по подведомственности.
Таким образом, граждане, чьи права были нарушены в ходе вынесения постановления по административному делу, вправе подать жалобу. Результат рассмотрения заявления будет зависеть от обоснованности сведений, описанных гражданином.
В каких случаях можно обжаловать постановление
Постановление о правонарушении представляет собой документ, регистрирующий факт совершения проступка и включающий перечень мер воздействия, принимаемых в отношении нарушителя. В случае несогласия виновного с применяемыми санкциями, административное наказание можно оспорить.
Чтобы начать процедуру, необходимы веские основания для обжалования постановления об административном правонарушении, в число которых входят:
- несоблюдение порядка привлечения нарушителя к ответственности;
- использование недопустимых доказательств;
- амнистия;
- недоказанность события либо состава противоправных действий;
- неверная квалификация проступка;
- противоправные действия связанны с крайней необходимостью;
- по проступку прошел срок давности;
- формальность и незначительность нарушения.
Административное законодательство позволяет опротестовать следующие протоколы:
- не вступившие в силу;
- вступившие в законную силу;
- решения, принятые по жалобам на постановления;
- определения об отказе в открытии административных дел.
Виновный может просить о замене санкций альтернативными. Также он вправе настаивать на полной либо частичной отмене наказания. Кроме того закон позволяет обжаловать протоколы лицам, пострадавшим в результате проступка, если они уверенны в недостаточности предпринятых мер.
Причины для обжалования постановления об административном правонарушении
Что можно назвать объективными причинами по отмене постановления? Приведем примеры:
составление протокола по административному нарушению не самим инспектором, а, к примеру, стажером;
неверная квалификация правонарушения и как результат незаконное вынесение постановления;
были использованы недопустимые доказательства, такие как измерение алкогольного опьянения прибором, который не сертифицирован;
составление протокола с явным нарушением требований законодательства;
в случаях, когда должны были быть понятые, их не было или это были сотрудники милиции;
отсутствие в составленном протоколе необходимых сведений, как было зафиксировано правонарушение. Например, сведений о приборах, при помощи которых оно было выявлено;
если постановление вынесено после истечения срока, в который можно быть привлеченным к административной ответственности. Это составляет 2 месяца с момента совершения этого правонарушения (статья 4.5. КоАП РФ);
есть еще один вариант, когда вы получили постановление, рассмотренное без вашего ведома. То есть вам не было сообщено о месте и времени рассмотрения дела должным образом
Но только стоит помнить, что неважно читали вы это уведомление или нет, если оно пришло по вашему месту прописки.
Вышеописанные и много других причин могут быть рассмотрены в суде как существенные факторы и ваше постановление может быть отменено или изменено.
Но стоит упомянуть какие факторы существенными не являются, поскольку об этом лучше узнать заранее
Итак, на какие нарушения не стоит обращать внимание:
различные грамматические и орфографические ошибки. Это, возможно, признак несовершенного образования лица писавшего постановление, но к делу это отношения не имеет;
неверная квалификация нарушения в протоколе
Протокол может содержать такую ошибку, но важно постановление, в котором квалификация может быть указана верно;
если протокол содержит недостатки, которые могут быть исправлены при рассмотрении дела. Так, личность правонарушителя, дата и прочие данные могут быть уточнены и вынесено постановление;
нарушенные сроки, когда составлен протокол (двое суток с момента выявления противоправного деяния)
Это несущественное нарушение с точки зрения суда.
Эти нарушения не будут рассмотрены как веские причины к отмене вашего штрафа, вы только потратите время.
Сроки и порядок обжалования
Кроме того, на успешность подачи рассматриваемой жалобы влияет факт того, насколько вовремя и каким образом она была направлена.
Вне зависимости от того, в какую инстанцию была направлена жалоба, в соответствии со статьей 30.5 КоАП РФ, она должна быть рассмотрена уполномоченными лицами в течение 10 календарных дней от момента получения.
Аналогичный срок у заявителя на подачу данного документа (это указано в положениях статьи 30.3 КоАП РФ). Только в данном случае 10-дневный срок начинает отсчитываться с того момента, как гражданин получил копию судебного постановления.
Теперь подробнее о порядке осуществления и общей специфике процедуры подачи жалобы на постановление об административном правонарушении.
Есть три инстанции, куда документ может быть направлен:
- В подразделение МВД или уполномоченному лицу, которое находится на более высокой должности чем сотрудник, вынесший оспариваемое постановление.
- В судебные органы. В соответствии со сложившейся юридической практикой, этот вариант считается многими наиболее результативным.
- В прокуратуру. Это — крайняя мера, к которой прибегают в тех случаях, когда истекают все сроки подачи документа в другие органы или если в МВД было вынесено неудовлетворительное для гражданина решение.
И, наконец, краткое описание самой процедуры со стороны заявителя.
Пошаговая инструкция подачи жалобы на постановление об административном правонарушении:
- Собрать перечень доказательств, подтверждающих требования заявителя.
- Составить текст жалобы в соответствии с вышеприведенными требованиями.
- Выбрать инстанцию-адресата и способ отправки документа.
- Дождаться решения инстанции-адресата и действовать в соответствии с ним.
Популярные вопросы по данной статье
Кто из участников судебного процесса может обжаловать постановление об административном правонарушении?
Подачу такой жалобы могут осуществить:
- ответчик;
- потерпевшие;
- законные представители физических лиц;
- законные представители юридических лиц;
- правовые защитники — адвокаты, консультанты и др.
Кому необходимо направлять жалобу?
Направлять жалобу на постановление об административном правонарушении, согласно статье 30.2 КоАП РФ, нужно непосредственно судье или тому должностному лицу, который вынес данный вердикт.
В течение какого срока должна быть рассмотрена жалоба?
Вне зависимости от того, в какую инстанцию была направлена жалоба, в соответствии со статьей 30.5 КоАП РФ, она должна быть рассмотрена уполномоченными лицами в течение 10 календарных дней от момента получения.
Какие варианты рассмотрения жалобы на постановление об административном правонарушении существуют?
Вот основные варианты рассмотрения жалобы:
- Жалоба отклоняется, постановление не изменяется.
- Постановление меняется, при условии, что это не ухудшит положение заявителя.
- Постановление отменяется и возвращается для рассмотрения в компетентные органы.
- Постановление отменяется, а дело направляется на рассмотрение с учетом подведомственности.
- Постановление отменяется целиком, вместе с назначенным первоначальной инстанцией наказанием.
Обращение в МВД
Обращение с жалобой на постановление об административном правонарушении в Министерство Внутренних Дел является наиболее простым вариантом. Это подтверждается двумя факторами:
- Оперативность процедуры.
- Заявитель не должен выплачивать государственную пошлину.
С другой стороны, к сожалению, этот метод не самый результативный. В большинстве случаев обращение или отклоняется, или в результате пересмотра дела вердикт первоначальной инстанции не меняется на основании ничтожности изложенных доказательств.
Обращение в суд
Обращаясь в судебные органы, наименование документа рекомендуется изменить на «Исковое заявление для обжалования постановления об административном правонарушении». Преимущества такого подхода в том, что можно пробовать снова и снова, направляя жалобу в вышестоящие инстанции.
Если и там ничего не вышло, обращение направляется в областной (краевой) суд, с учетом региона, где происходило разбирательство. Последняя инстанция — Президиум и ВС РФ. Госпошлина при обращении в судебные органы также обычно не взимается.
Обращение в прокуратуру
В самых серьезных случаях можно обратиться в прокуратуру. Надзор за действиями правоохранительных органов и определение их законности — одна из основных функций данной инстанции.
Но для обращения в прокуратуру у заявителя должны быть серьезные основания и материалы на руках, подтверждающие нарушения со стороны сотрудников МВД.
Предписание МЧС: как обжаловать предписание Госпожнадзора
Предписание МЧС
Если в рамках проведения проверки пожарной безопасности на предприятии были выявлены определенные нарушения, то должностное лицо, которое проводило проверку, должно выдать предписание об устранении нарушений либо о несоответствии сроков по их устранению. К тому же, нужно составить протокол об админ. правонарушении, которое связано с нарушениями пожарной безопасности. Следовательно, можно обжаловать как протокол АП, так и предписание органа Госпожнадзора.
Как обжаловать предписание Госпожнадзора
Обжаловать предписание в соответствии с действующим законодательством РФ, а также действия должностных лиц органа ГПН, могут лица, в отношение которых проводилась проверка, если проведение проверки повлекло за собой нарушение прав данного лица.
Всю информацию об обжаловании можно найти на Едином портале государственных и муниципальных услуг, на официальном сайте МЧС России, а также на стендах в помещениях органов ГПН. Также граждан имеют право обратиться лично за консультацией к сотруднику органов ГПН, которые обязаны их проконсультировать о порядке обжалования деяний и решений органов ГПН.
Обжалование деяний органов ГПН либо их решений возможны в течение 15 дней с момента осуществления таких действий и/или момента вынесения соответствующего решения. Предметом обжалования являются конкретные действия органов ГПН либо их решения. Действие обжалуемых документов не приостанавливается на период обжалования таких решений либо действий.
Жалоба подается в письменном виде. В жалобе заявитель обязан указать полные ФИО. Кроме этого, обязательно указывается в жалобе на предписание:
- ФИО должностного лица, кому подается жалоба;
- Наименование органа, куда подается жалоба;
- Все данные о заявителе: адрес, контактный телефон, электронная почта, куда направить ответ;
- наименование органа ГПН, ФИО должностного лица органа ГПН, решения или действия которого обжалуются;
- Аргументы, которыми обосновывается жалоба;
- Приложения, если таковые имеются;
- Дата и подпись заявителя.
Жалобу на предписание МЧС можно направить на имя руководителя органа ГПН, на имя руководителя вышестоящего органа ГПН.
Когда жалоба поступает в органы ГПН, её регистрируют не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления, после чего её должны рассмотреть в течение 15 дней со дня ее регистрации. По итогам рассмотрения жалоба может быть полность или частично удовлетворена, либо полный отказ в удовлетворении жалобы, с указанием причины.
Порядок обжалования предписаний
Одной из причин обжалования предписания является несоответствие документов, составляемых должностными лицами органов ГПН. Бывает, что органы ГПН выдают документы, которые могут быть составлены с определенными нарушениями.
Во-первых, уполномоченному представителю объекта защиты при проверке должны вручить акт проверки и заверенную копию распоряжения на проверку. Все документы, которые выдают в результате проверки, нужно изучить и проверить на нарушения
Нужно обратить внимание на наличие в документах:
- даты проверки обязательно должна совпадать с ее фактическим проведением;
- ФИО указанных в документах должностных лиц должны совпадать с ФИО лиц, которые фактически пришли на проверку и предъявили удостоверения;
- отсутствие сведений о инструментах измерения и об их поверке;
- не должно быть указаний о привлекаемых экспертах в распоряжении о проведении проверки;
- могут быть и другие несоответствия.
Если вдруг обнаружили любое несоответствие, то проверяющее должностное лицо обязано внести об этом запись в предписание. Необходимо указать какому пункту и какого НПА противоречит выявленное нарушение. Если проверяющий обнаружил одни нарушения, а согласно НПА сослался на другой пункт, то это тоже основание для обжалования предписания. Причем, это одна из самых распространенных ошибок, которые встречаются при обжаловании. Т.к. нормативно-правовая база в области пожарной безопасности очень широка, часто вступление в законную силу новых документов отменяют положения старых, и другие причины вызывают путаницу в предписаниях Госпожнадзора.
Нужно отметить, что если проверка внеплановая, то проверяется соблюдение только тех требований пожарной безопасности, исполнить которые дали распоряжение устранить предыдущим предписанием. Если при внеплановой проверке проверяют и другие нарушения, то это может тоже служить основанием для обжалования. Также, принимаются меры для проведения общей внеплановой проверки в случае, если такие нарушения создают или могут создать угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, имуществу, а также угрозу возникновения пожара.
Как привлекают к административной ответственности
Подобные случаи наступают в достаточно большом количестве ситуаций, которые прописаны в Кодексе об административных правонарушениях. Там же указывается общий порядок, который может использовать человек с целью обжалования того или иного решения, кажущегося ему несправедливым. Информация об этом содержится в 30 главе кодекса (статьи с 30.1 по 20.8 включительно).
Вне зависимости от того, какое именно нарушение произошло и было зафиксировано представителями полиции, сама процедура его документального фиксирования и соответственно, начало рассмотрения состоит из 2 этапов:
- Сначала органы возбуждают дело о совершенном гражданине административном правонарушении. Этот этап сопровождается составлением специального протокола.
- Затем дело рассматривается, в результате чего происходит оформление и вступление в силу постановления по нему.
Между этими двумя документами есть существенные правовые отличия, которые рассматриваются далее.
Протокол о правонарушении
По факту произошедшего полиция обязана составить протокол. По сути, этот документ только фиксирует ситуацию (инцидент) ровно с точки зрения представителей власти. Сам гражданин не обязан соглашаться с протоколом, поэтому у него есть право выбора. Если он не возражает, автоматически признается его согласие. Если же он возражает по существу этого документа, имеет право отразить свою позицию в письменном виде, о чем в протоколе делается соответствующая отметка.
Таким образом, протокол:
- не предъявляет гражданину никаких обвинений;
- соответственно, он не может быть обжалован – поскольку никаких претензий на данном этапе к человеку не предъявляется;
- более того – в этом документе сам гражданин может выразить несогласие и попросить внести эти сведения в его текст.
В документе всегда отражаются следующие сведения:
- Дата, место составления.
- ФИО, должность лица, которое составляет документ.
- Подробное описание правонарушения и обязательная отсылка на конкретную статью/статьи КоАП.
- Сведения о нарушителе – ФИО, дата рождения, пол, паспортные данные.
Стандартный бланк протокола представлен ниже.
Постановление о правонарушении
Далее протокол передается в следующую инстанцию. Возможны 2 варианта развития ситуации:
- Протокол и дело рассматриваются вышестоящим должностным лицом – начальником или заместителем начальника местного отдела МВД. По итогу рассмотрения сотрудник составляет постановление.
- Документ вместе с другими доказательствами, если таковые есть, передается в суд, и далее именно решение суда будет иметь правовые последствия для нарушителя.
Именно постановление об административном правонарушении и является прямым обвинением гражданина в инциденте, соответственно, можно вести речь о том, как обжаловать именно этот документ.
Таким образом, постановление:
- констатирует факт правонарушения административного характера;
- обвиняет в содеянном;
- понуждает понести определенную ответственность – штраф, административный арест и др.
Этот документ имеет юридическую силу, т.е. нарушитель обязан исполнить его предписание и, например, оплатить штраф. Тем не менее, именно на этом этапе гражданин имеет право составить жалобу определенного образца, не согласившись с изложенными доводами по административному правонарушению.
Разумеется, в некоторых случаях постановление может иметь и оправдательный характер, но подобные ситуации возникают гораздо реже, нежели документы с констатацией нарушения.
Мнение эксперта
Соболев Дмитрий
Юрист по административным правонарушениям, эксперт сайта
Следует позаботиться о том, чтобы обязательно получить копию постановления на руки – именно этот документ послужит основным доказательством для всех последующих правовых процедур по обжалованию.