Изменение коап рф с 1 марта 2021 года

Краткое содержание разделов

Если рассматривать закон с методологической точки зрения, то первый раздел является наиболее сложным. В нем изложен современный подход к пониманию административного законодательства, указан предмет в данной области, объект, субъекты, а также система наказаний.

Второй раздел – самый развернутый из всех. В нем содержится система нарушений, которые сгруппированы по схожим признакам (к примеру, правонарушения, которые посягают на права граждан, на собственность, область предпринимательства и прочие). В отличие от предыдущего Кодекса в раздел включено семнадцать глав. Ранее их насчитывалось всего десять. Правонарушений теперь насчитывается четыреста два. Ранее их было двести сорок три.

В третий раздел включены нормы, конкретизирующие систему тех субъектов, которые наделены властью. Также указывается их компетенция в определенных нарушениях и подведомственность.

В четвертом разделе регламентируется порядок разрешения дел об административных нарушениях. Он включен в Кодекс потому, что пока не реализован проект соответствующего процессуального кодекса, подобно тем, которые имеются в арбитражном, гражданском и уголовном законодательстве.

Пятый раздел посвящен исключительно исполнительному производству.

Проанализировав основные положения КоАП можно прийти к определенным выводам, а именно:

  • Субъектами данных правоотношений являются физлица и юрлица. Повышенная ответственность ложится на должностных и иных уполномоченных лиц.
  • Любое постановление возможно обжаловать в вышестоящих инстанциях.
  • В Кодексе содержатся процессуальные нормы, регулирующие привлечение к ответственности, порядок обжалований, права всех сторон дела об административном нарушении, а также об исполнении судебных постановлений.
  • Конкретные правовые нарушения описаны в Особенной части документа.
  • Санкции применяются в виде предупреждений, штрафов, ареста, дисквалификации и приостановления деятельности юрлиц. Причем арест, лишение какого-то права, конфискация, дисквалификация, выдворение иностранцев и лиц без гражданства из России назначаются исключительно судьей.

Административная ответственность за нарушение требований к техосмотру

  • на должностных лиц — от 20 000 до 30 000 рублей;
  • на юрлиц — от 100 000 до 200 000 рублей.

За оформление диагностической карты, подтверждающей допуск к участию в дорожном движении транспортного средства, в отношении которого не проведен техосмотр или при проведении техосмотра которого выявлено несоответствие обязательным требованиям безопасности, предусмотрено наложение административного штрафа в размере:

  • на граждан — от 5000 до 10 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 30 000 до 50 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 200 000 до 300 000 рублей.

За осуществление при проведении техосмотра технического диагностирования транспортных средств лицом, сведения о котором отсутствуют в реестре операторов техосмотра, либо лицом, не уполномоченным на осуществление технического диагностирования данной категории транспортных средств, либо лицом, не уполномоченным на осуществление технического диагностирования в данном пункте техосмотра или на передвижной диагностической линии, новый размер административного штрафа:

  • на граждан — от 1000 до 3000 рублей;
  • на должностных лиц — от 3000 до 5000 рублей;
  • на организации — от 10 000 до 20 000 рублей.

Определены должностные лица и органы, уполномоченные рассматривать указанные категории дел и составлять протоколы.

Внесены технические поправки в статьи:

Ответственность за нарушение правил создания и выдачи ключа простой электронной подписи

В кодекс добавили новую статью 13.33.1 КоАП РФ, которой предусмотрена ответственность за нарушение органом либо организацией, имеющими право создания (замены) и выдачи ключа простой электронной подписи при использовании ГИС «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» конфиденциальности ключа простой электронной подписи. Наказание предусмотрено в виде административного штрафа:

  • для должностных лиц — от 7000 до 10000 рублей;
  • для юридических лиц — от 50 000 до 200 000 рублей.

За невыполнение оператором выдачи ключа требования об установлении личности заявителя при выдаче ключа простой электронной подписи, а также за выдачу ключа простой электронной подписи без получения от заявителя заявления о выдаче такого ключа предусмотрен административный штраф:

  • для должностных лиц — от 7000 до 10000 рублей;
  • для юридических лиц — от 50 000 до 200 000 рублей.

За внесение оператором выдачи ключа в единую систему идентификации и аутентификации данных, не соответствующих заявлению гражданина, предусмотрен административный штраф:

  • для должностных лиц — от 10 000 до 15 000 рублей;
  • для юридических лиц — от 100 000 до 200 000 рублей.

Взимание оператором выдачи ключа платы за создание (замену) и (или) выдачу ключа простой электронной подписи влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — от 15 000 до 30 000 рублей;
  • на организации — от 150 000 до 300 000 рублей.

За создание (замену) или выдачу ключа не уполномоченным на то лицом оператора выдачи ключа либо истребование оператором выдачи ключа сведений о заявителе, не являющихся обязательными, оштрафуют:

  • должностных лиц — на сумму от 2000 до 5000 рублей;
  • организации — на сумму от 20 000 до 50 000 рублей.

Ответственность за нарушение порядка ограничения доступа к информации в интернете

По нормам новой статьи 13.41 КоАП РФ непринятие провайдером хостинга или иным лицом, обеспечивающим размещение информационного ресурса, мер по ограничению доступа к информации, информационному ресурсу или сайту, если обязанность по принятию таких мер предусмотрена законодательством, влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан — от 50 000 до 100 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 200 000 до 400 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 800 000 до 4 млн рублей.

Если владелец сайта (информационного ресурса) информации или интернет-страницы не удалил информацию, обязанность по удалению которой предусмотрена законодательством, его оштрафуют на сумму:

  • граждан — от 50 000 до 100 000 рублей;
  • должностных лиц — от 200 000 до 400 000 рублей;
  • организации — от 800 000 до 4 млн рублей.

Административным правонарушением признана ситуация, когда провайдер хостинга или иное лицо, обеспечивающее размещение информационного ресурса, не принял мер по ограничению доступа к информационному ресурсу или сайту, на которых размещена информация, содержащая:

  • призывы к экстремистской деятельности;
  • материалы с порнографическими изображениями несовершеннолетних;
  • объявления о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей в зрелищных мероприятиях порнографического характера;
  • информация о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений.

Наказанием станет административный штраф:

  • для граждан — от 100 000 до 200 000 рублей;
  • для должностных лиц — от 400 000 до 800 000 рублей;
  • для юридических лиц — от 3 млн до 8 млн рублей.

Если владелец сайта или информационного ресурса не удалил информацию или интернет-страницу, содержащие призывы к экстремистской деятельности, материалы с порнографическими изображениями несовершеннолетних или объявления о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей в зрелищных мероприятиях порнографического характера, или другую запрещенную информацию, его оштрафуют на сумму:

  • граждан — от 100 000 до 200 000 рублей;
  • должностных лиц — от 400 000 до 800 000 рублей;
  • юридических лиц — от 3 млн до 8 млн рублей.

Более строгая административная ответственность предусмотрена за повторное совершение таких административных правонарушений.

Новые статьи и положения добавлены в статьи:

Водителю и транспортному средству

Первый раздел посвящен вопросам квалификации отдельных административных правонарушений в области дорожного движения. Так, в нем сформулированы основополагающие для правильного разрешения данной категории дел дефиниции: понятия «водитель» и «транспортное средство» (п. 1-2 Проекта). Водителями признаются лица:

  • имеющие право управлять транспортным средством в законном порядке или лишенные этого, а также не имеющие права управления всеми или отдельными категориями (подкатегориями) транспортных средств ();
  • обучающиеся вождению при осуществлении учебной езды ();
  • находящиеся за рулем буксируемого транспортного средства, кроме случаев, когда конструкция жесткой сцепки обеспечивает следование буксируемого объекта по траектории буксирующего ();
  • ведущие по дороге вьючных, верховых животных или стадо ();
  • управляющие гужевой повозкой (санями) ().

Напомним, сегодня под водителем понимается лицо, управляющее транспортным средством, вне зависимости от наличия или отсутствия такого права, а также гражданина, обучающегося вождению ().

При этом согласно Проекту лицо, управляющее транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, независимо от того, на ком лежит обязанность по его регистрации, может быть привлечено к административной ответственности с наложением штрафа от 500 до 800 руб. (). Кроме того, лицу, не выполнившему в установленный срок обязанность по регистрации транспортного средства, также может быть назначен штраф: физлицу – от 1,5 тыс. до 2 тыс. руб.; должностному лицу – от 2 тыс. до 3,5 тыс. руб.; юрлицу – от 5 тыс. до 10 тыс. руб. ().

Кроме того, лицо, управляющее транспортным средством, обязано иметь при себе полис ОСАГО, в противном случае ему может быть назначен штраф в размере 500 руб. (). Однако к административной ответственности не будут привлечены лица, имеющие страховой полис в виде электронного документа (п. 5 Проекта). Данная норма является новой, так как на данный момент наличие страхового полиса является обязательным (). Сейчас также разрабатывают законопроект об ужесточении административной ответственности за повторное управление автомобилем без полиса ОСАГО.

Подготовленный судьями ВС РФ Проект также затрагивает вопрос установки световых, звуковых приборов на транспортном средстве, нанесения цветовых схем и специальных знаков, в отличие от ныне действующего Постановления. Так, в случае установки на передней части транспортного средства световых приборов, цвет огней и режим работы которых одновременно не соответствуют требованиям (далее – Основные положения), лица, управляющие им, будут привлечены к ответственности ():

  • физлицо – штраф 3 тыс. руб. с конфискацией указанных приборов и приспособлений;
  • должностное лицо – штраф от 15 тыс. до 20 тыс. руб. с конфискацией;
  • юрлицо – штраф от 400 тыс. до 500 тыс. руб. с конфискацией.

При управлении транспортным средством с указанными нарушениями ответственность будет выражаться в лишении прав на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией указанных приборов и приспособлений ().

Однако если лишь цвет или режим работы световых приборов, установленных на транспортном средстве, не соответствуют Основным положениям, то лицу, управляющему таким транспортным средством, может быть предъявлен штраф в размере только 500 руб. ().

Тем не менее, обратная ситуация наблюдается при назначении административной ответственности за установку опознавательного фонаря легкового такси или знака «инвалид» лицами, которые не имеют соответствующего разрешения, и за управление таким транспортным средством. В первом случае штраф для граждан составит 5 тыс. руб. с конфискацией предмета административного правонарушения; для должностных лиц – 20 тыс. руб. с конфискацией; для юрлиц – 500 тыс. руб. с конфискацией (). При этом во второй ситуации водитель, управляющий таким транспортным средством, заплатит только 5 тыс. руб. с конфискацией предмета нарушения (). В этом случае не будет играть роли, является ли водитель должным лицом или представителем юридического лица.

Важно отметить, что если цветографическая схема, нанесенная на транспортное средство, сходна с цветам, информационными надписями, опознавательными знаками транспортных средств оперативных служб, то владельца транспортного средства можно привлечь к ответственности: за нанесение предусмотрены штрафные санкции, по размерам соответствующие ответственности за нанесение знака «инвалид» (), за управление – лишение прав от года до полутора лет () и за выпуск на линию – штраф. Для должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, его размер составит 20 тыс

руб., а для юрлиц – 50 тыс. руб. (). 

Штрафы за непредоставление отчетности в ИФНС

Новой редакцией предусмотрена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством РФ или осуществленных с нарушением валютного законодательства РФ:

  • куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки;
  • осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ;
  • осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ;
  • осуществление перевода денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ.

Установлено наказание в виде наложения административного штрафа в размере:

  • на граждан и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 75% до 100% суммы незаконной валютной операции либо суммы денежных средств, переведенных без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа;
  • на должностных лиц — от 20 000 до 30 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 75% до 100% суммы незаконной валютной операции либо суммы денежных средств, переведенных без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг.

Диспозиция нормы дополнена переводами денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ. При этом в число мер ответственности включено наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере суммы указанных денежных средств, переведенных без открытия банковского счета.

Новым пунктом 1.1 статьи 15.25 КоАП РФ установлена ответственность за непредоставление резидентом в налоговый орган отчета о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, если предоставление такого отчета является обязательным. Наказанием за отсутствие отчета станет административный штраф в размере на граждан, должностных лиц и юридических лиц — от 20% до 40% суммы средств, зачисленных на электронное средство платежа, предоставленное иностранным поставщиком платежных услуг, за отчетный период.

Новой редакцией предусмотрено, что административный штраф может быть выражен:

  • в сумме денежных средств, переведенных без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг;
  • в сумме средств, зачисленных на электронное средство платежа, предоставленное иностранным поставщиком платежных услуг, за отчетный период, либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках;
  • в сумме денежных средств, кратной размеру ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока.

Установлено, что размер исчисленного таким образом административного штрафа не может превышать трехкратный размер стоимости предмета административного правонарушения либо соответствующей суммы или стоимости.

Ответственность за неисполнение обязанности по внесению платы за проезд по платным автомобильным дорогам

Новой статьей 12.21.4 КоАП РФ за неисполнение обязанности по внесению платы за проезд транспортного средства по платным автомобильным дорогам, платным участкам автомобильных дорог предусмотрено наложение административного штрафа в размере 1500 рублей.

За неисполнение обязанности по внесению платы за проезд грузового транспортного средства или автобуса по платным автомобильным дорогам, платным участкам автомобильных дорог накажут наложением административного штрафа в размере 5000 рублей.

В статье есть примечание следующего содержания:

Во втором примечании к статье указано, что если правонарушения были зафиксированы автоматическими спецсредствами с функции фото- и киносъемки, видеозаписи или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи два и более раза в течение суток применительно к каждому транспортному средству после момента первой фиксации, то за второе и последующие нарушения в течение суток собственника (владельца) транспортного средства к ответственности не привлекают.

Последние изменения и дополнения

С конца марта действует такой вид правонарушений, как остановка или наезд на специальную (яркую) разметку, которая расположена по границе перекрестка. Если водитель остановится на ней, то должен будет заплатить штраф в размере 1 тыс. руб.

Журналисты, блогеры и администраторы групп в соцсетях могут быть оштрафованы от пяти тыс. до двадцати тыс. руб., а юрлицам грозят санкции от пятидесяти тыс. до двухсот тыс. руб. за отказ в прекращении распространения информации, которая носит компрометирующий характер или нежелание размещать опровержение указанных ранее ложных сведений.

Отдельные штрафы предусмотрены за несоблюдение надлежащих правил безопасности при монтаже подъемных механизмов. Должностные лица заплатят за это от 2 тысяч до 5 тысяч руб., а юр. лица – от 25 тысяч до 40 тысяч руб. Если при этом есть угроза жизни людей, то первые заплатят от 25 тысяч до 30 тысяч руб., а вторые – от 300 тысяч до 350 тысяч руб.

Если при возникновении ЧС ответственные лица не будут следовать правилам пожаротушения, то их ждет штраф от 25 до 40 тыс. руб., ИП – до 70 тыс. руб., а юрлиц – от двухсот пятидесяти до трехсот тысяч руб.

При нарушении положений лицензионного договора управляющие компании МКД (многоквартирным домом) должны заплатить от трехсот до трехсот пятидесяти тысяч руб., должностные лица – до двухсот пятидесяти тысяч руб. Также может быть назначено наказание в виде отстранения от должности до 3 лет.

Лица, которые распространяют заведомо ложную информацию в СМИ (при которых работа компаний, муниципальных учреждений, определенных инфраструктурных объектов высвечивается в негативном свете), могут быть оштрафованы на сумму от тридцати тыс. до ста тыс. руб. Это же правонарушение, совершенное должностными лицами, повлечет за собой штраф до двухсот тыс. руб., а юр. лицами – от двухсот тыс. до пятисот тыс. руб. Если закон будет нарушен повторно, то физлица заплатят до трехсот тыс. руб., должностные лица – до шестисот тыс. руб., а юрлица – до одного миллиона руб.

Раздел V КоАП

И, наконец, Раздел V посвящен исполнительному производству по административным делам — то есть исполнению постановлений об административных правонарушениях.

Анализируя нормы Кодекса об административных правонарушениях можно сделать следующие выводы:

  • Субъектами ответственности по КоАП РФ являются как физические, так и юридические лица. Индивидуальные предприниматели, должностные лица и иные лица, выполняющие управленческие функции в государственных организациях, а также в организациях иных форм собственности несут повышенную административную ответственность.

  • В КоАП РФ закреплено, что любое постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в судебные инстанции.

  • КоАП РФ содержит процессуальную часть, нормы права которой регулируют порядок привлечения к административной ответственности, порядок обжалования постановлений по делу, содержит нормы о правах как потерпевших по делу об административном правонарушении, так и лиц, привлекаемых к ответственности. Кодекс содержит нормы о подведомственности рассмотрения дел, о порядке исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

  • Особенная часть КоАП РФ (раздел II) содержит описание видов конкретных павонарушений.

  • КоАП РФ предусматривает целый ряд санкций за совершение правонарушений: от предупреждения или штрафа, до дисквалификации и приостановления деятельности предпринимателей и юридических лиц.

При этом, такие виды наказаний, как административный арест, лишение специального права, конфискация орудий совершения или предметов административных правонарушений, административный арест, дисквалификация, административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы РФ, могут назначаться только судьей.

Специальные административные дела

КоАП рассматривает следующие особые категории правонарушений.

  1. Права гражданина. Под этой формулировкой понимаются условия, при которых человек может участвовать в управлении страной. В данной главе рассматриваются нарушения, связанные с процедурами выборов кандидатов в органы власти различного уровня.
  2. Здоровье, санитарная безопасность и общественная нравственность. Шестая глава посвящена преимущественно нарушениям санитарно-гигиенических норм, незаконному обороту наркотических и психотропных веществ, занятиям проституцией, курению в неположенном месте, использованию нецензурной брани.
  3. Охрана собственности. Здесь рассматриваются нарушения в области землепользования, лесопользования, охраны объектов культурного наследия и т.п.
  4. Охрана природы. Глава 8 отличается от главы 6 тем, что здесь объектами взаимоотношений являются экологические системы, а так же их компоненты – почва, водоёмы, недра, леса и т.п.
  5. Промышленность, строительство и энергетика. Особенностью главы 9 являются правонарушения, совершённые при строительстве и эксплуатации различных хозяйственных и жилых объектов.
  6. Ветеринария, сельское хозяйство, мелиорация. Данная сфера деятельности связана с использованием земли для получения сельскохозяйственной продукции, а так же с санитарным контролем содержания домашних животных.
  7. Дорожное движение. Глава 12 практически вся посвящена проблемам безопасности дорожного движения, и ответственности за нарушение правил управления транспортом и содержания дорог.
  8. Предпринимательская деятельность. Нарушениями в данной сфере считаются отсутствие лицензий, регистрации, аккредитации. Кроме того, глава 14 предусматривает наказания за обман потребителей, фиктивное банкротство, нарушение правил оборота отдельных видов продукции и т.д.
  9. Финансы, налоги, ценные бумаги. Глава 15 посвящена наказаниям в сфере нецелевого использования бюджетных средств, нарушения правил бухучёта, невыполнения госзаказов, нарушения оборота ценных бумаг.
  10. Информация и связь. В главе 13 содержатся статьи, которые предусматривают наказания за самовольное строительство и эксплуатацию объектов связи, нарушение норм охраны персональных данных, отказ в предоставлении первичных статданных и т.д.
  11. Таможенное дело. Данные нормативы касаются процедуры прохождения таможенного контроля, нарушений внесения таможенных платежей, искажения предоставленной информации.

Таким образом, специальная часть КоАП охватывает практически все сферы деятельности физических и юридических лиц.

Общие положения КоАП РФ

КоАП, так же как и УК, состоит из общей и специальной части. Первая посвящена задачам этой сферы законодательства, предмету, основным понятиям. Вторая содержит перечень различных правонарушений и наказаний за них.

Административным правонарушением признаётся такое действие или бездействие, за которое предусмотрено наказание в КоАП РФ. В этой формулировке так же проявляется аналогия с принципами построения Уголовного кодекса. В КоАП и в УК РФ главным признаком правонарушения или преступления является виновность лица, которое могло не совершать противоправных действий, но всё же их совершило.

Законодательство об административных правонарушениях состоит из всей совокупности нормативных актов, издаваемых в различных законодательных структурах, с приоритетом федерального закона, то есть КоАП. Все эти нормативные акты посвящены, конечно, защите конституционных прав граждан Российской Федерации. Однако, как следует из статьи 1.2, перед КоАП стоят задачи:

  • охраны прав;
  • защиты личности;
  • сохранения здоровья людей;
  • охраны среды жизни человека;
  • санитарно-гигиенической защиты людей;
  • защиты нравственности;
  • защиты законных интересов физ- и юрлиц;
  • охраны общества и государства от разрушающего воздействия правонарушителей.

На каждого человека, находящегося в сфере юрисдикции законов Российской Федерации, распространяется презумпция невиновности. В КоАП она декларируется в статье 1.5. Этот принцип заключается в том, что человек, чья вина не доказана, считается не виновным, а все сомнения относительно его виновности трактуются в пользу подозреваемого.

Действие закона об административных правонарушениях имеет свою специфику. Как следует из статьи 1.7, люди, совершившие правонарушение, предусмотренные КоАП, могут быть наказаны:

  • только по закону, действовавшему на момент совершения правонарушения;
  • в результате производства по делу на основании закона, действовавшего на момент начала этого производства;
  • по правилам смягчения или отмены наказания, если на момент рассмотрения дела в законодательстве произошли изменения (принцип обратной силы нормативов смягчения наказания);
  • только по нормативам административного правонарушения, если на момент его совершения за подобное деяние было предусмотрено именно такое наказание.

К административной ответственности могут быть привлечены люди, достигшие возраста шестнадцати лет (ст. 2.3). В отличие от уголовной, к административной ответственности могут быть привлечены физические, юридические и должностные лица (ст. 2.4 и 2.10).

Освобождение от административной ответственности происходит по причинам невменяемости лица (ст. 2.8), малозначительности действия (ст. 2.9), совершения проступка в ситуации крайней необходимости, то есть для устранения опасности большей, чем само деяние (ст. 2.7).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector