Что такое должностное лицо? определение, права, обязанности и ответственность должностных лиц
Содержание:
- Нормативные и методические документы по делопроизводству об ответственности
- Право должностного лица
- Как определить публичное должностное лицо
- Что такое должностное лицо организации
- Должностные лица и обычные граждане
- Коррупционные правонарушения
- Кого относят к иностранным должностным лицам
- Является ли главный бухгалтер предприятия должностным лицом Лига 2009-10-18
- Получение взятки
- Особенности должностного лица в административном праве
- Задачи должностных лиц
- Сведения о должностных лицах управления собственной безопасности центрального аппарата Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь
- Подробное определение понятия
Нормативные и методические документы по делопроизводству об ответственности
Основным нормативным актом организации, регламентирующим вопросы работы с документами, является инструкция по делопроизводству. При ее составлении мы традиционно рекомендуем организациям всех форм собственности ориентироваться на положения трех документов:
1. Правила делопроизводства в государственных органах, органах местного самоуправления (далее – Правила делопроизводства).
2. Методические рекомендации по разработке инструкции по делопроизводству в государственных органах, органах местного самоуправления (далее – МР по разработке ИД).
3. Примерная инструкция по делопроизводству в государственных организациях (далее – Примерная инструкция по делопроизводству).
В указанных нормативных актах между должностными лицами распределена ответственность за организацию документооборота (Таблица 2). В п. 3.1 МР по разработке ИД сказано, что аналогичные положения необходимо предусмотреть в разделе «Общие положения» локальной инструкции по делопроизводству.
Права, обязанности и ответственность должностных лиц следует зафиксировать в их должностных инструкциях. Чтобы нормативные и организационно-правовые документы организации были «рабочими» (иными словами – исполнялись всеми сотрудниками), необходимо обеспечить согласованность их положений. Так, в нашем случае в должностных инструкциях должны быть зафиксированы обязанности по работе с документами, предусмотренные инструкцией по делопроизводству для разных категорий должностей. Они должны быть зафиксированы в должностной инструкции руководителя структурного подразделения хотя бы кратко (Пример).
Чтобы задача по обеспечению согласованности положений организационных и нормативных документов была успешно реализована, целесообразно разработать и закрепить единые формулировки для их включения в проекты должностных инструкций. Сделать это можно в нормативном документе, устанавливающем требования к структуре и тексту должностных инструкций в организации (если он есть), или же разместить информацию в общем доступе на корпоративном портале. Контроль за включением тех или иных обязательных положений в должностную инструкцию осуществляется в ходе согласования ее проекта. Делать это может как специалист по управлению документацией (начальник службы делопроизводства), так и работник, координирующий деятельность по разработке должностных инструкций в организации (например, начальник отдела кадров).
Ответственных за делопроизводство в подразделениях, как правило, назначают персонально (пофамильно) приказом руководителя, при этом их должностные инструкции (с соблюдением норм трудового права) включают обязанность по ведению делопроизводства в структурных подразделениях. Обычно детализация этой задачи в должностной инструкции не предусматривается. Перечень операций, вменяемых ответственному за делопроизводство в подразделении, удобно оформить отдельным пунктом приказа.
Право должностного лица
На основании действующего права допускаются различия правового положения должностных лиц федерального органа гос. власти и государственных органов субъектов Российской Федерации. В последнем случае данными лицами занимаются должности, которые устанавливаются исключительно на основании конституций и уставов субъектов Федерации.
По отношению к сфере деятельности организаций, которые являются не государственными, исключая муниципальные, в действующем законодательстве установлен статус должностных лиц, которые на постоянной, временной или специальной основе выполняют управленческие функции в коммерческих или некоммерческих организациях. Состав управленческих функций данных лиц являются таким же, как и состав полномочий, которые предусматриваются для должностных лиц государственного или муниципального органа.
Замечание 1
Данные лица наделяются организационными и распорядительными или административно-хозяйственными обязанностями.
Должностные лица должны являться дееспособными гражданами, то есть иметь возможность приобретать и осуществлять гражданские права, создавать гражданские обязанности и обеспечивать их исполнение. У таких граждан есть право на вступление в обязательственно-правовые отношения, обладание имущественными и личными неимущественными правами. Возраст дееспособного гражданина не является принципиально связанным с совершеннолетием. Гражданина, который еще не достиг 18 лет могут признать дееспособным на основании 2 пункта 21 статьи Гражданского кодекса РФ и он также наделяется статусом должностного лица предприятия, организации, учреждения любой из негосударственных форм собственности. То, что несовершенному гражданину присуждается указанный статус в публичных отношениях является ограниченным действием.
Пример 1
К примеру, право поступления на госслужбу есть у граждан, которые достигли совершеннолетия, владеют государственным языком и имеют профессиональное образование.
Властные полномочия государственных служащих заключаются в том, что происходит реализация организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей, на основании этого у служащих имеется такой же статус, как и у должностных лиц. Когда от имени и по поручению соответствующих министерств осуществляются вверенные публичные полномочия, должностное лицо должно оказывать содействие тому, как возникают, изменяются, приостанавливаются или прекращаются административные отношения.
Определение должностного лица, которое установлено в статье 2.4 Кодекса об административных правонарушениях, основывается на синтезе двух дефиниций, которые установлены в статьях 201 и 285 Уголовного кодекса Российской Федерации: лица, которое выполняет функции управления в коммерческих или иных организациях, а также должностного лица.
Замечание 2
Исходя из этого, в отличие от Уголовного кодекса, в Кодексе об административных правонарушениях представляется понятие, которое обобщает значение должностного лица. Тем самым предпринимается попытка устранения логического несоответствия статуса должностных лиц в частном и публичном праве.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Как определить публичное должностное лицо
Для начала определимся, кто же это — публичное должностное лицо. Со школьной скамьи из еженедельных уроков «Основ государства и права» можно вспомнить, что должностные лица, во-первых, могут быть как назначены руководителем свыше, так и быть избраны общим количеством положительных голосов на посты в административной, законодательной, судебной, исполнительной сферах. Занимаемая должность может оплачиваться, а может быть устроена на безвозмездной основе.
Во-вторых, к публичным лицам можно отнести людей, которые оказывают любые общественные услуги или же выполняют любую общественную функцию на благо общества. Но, например, автор этой статьи, которую видят сотни читателей, не является публичным должностным лицом, так как не занимает никакой управленческой должности или поста в административной, исполнительной или законодательной сферах.
Должностное лицо имеет универсальное значение для Законодательства Российской Федерации. Термин одинаково используется как в сфере права, так и законодательства, применяется не только к муниципальным и государственным работникам. Публичное должностное лицо — это, кроме того, термин определения для лиц, которые работают в негосударственных предприятиях и организациях.
Однако стоит сказать, что Законодательство все-таки не дает полной точной оценки используемому термину, так как до сих пор в нем не существует единого для всех областей определения. Это создает некоторые проблемы.
Что такое должностное лицо организации
Объясняется все это следующим образом: в основных документах, которые регулируют эти виды ответственности (Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), и Уголовный кодекс (УК)) — использован термин — должностное лицо.
Согласно УК, » должностными лицами являются, которые постоянно или временно осуществляют функции представителей власти, а также занимают пост постоянно или временно на предприятиях, в учреждениях или организациях независимо от формы собственности, связанные с выполнением организационно-распорядительных обязанностей, или выполняют такие обязанности по специальным полномочиям».
Должностное лицо: обязанности, деятельность, полномочия
органов. Должностное лицо, занимающее государственные должности в субъектах РФ, — это особа, которая занимает установленную конституциями или уставами данных субъектов должность.
То есть эти люди непосредственно исполняют все полномочия государственных органов. Служащие государственных органов и местного самоуправления из тех, кому не даны полномочия лиц, в данной статье не рассматриваются.
это государственные служащие, которые осуществляют полномочия государственно-властного характера, т. е. имеют право совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия (издавать акты управления, совершать регистрационные, лицензионные действия, подписывать денежные документы, давать предписания, указания, применять меры административного принуждения и пр.).
Легальные дефиниции коммерческих и некоммерческих организаций содержатся в гражданском законодательстве.
Признание субъекта преступления должностным лицом предполагает решение ряда практических вопросов, касающихся определения должностного лица в соответствии со ст. 285 УК РФ, которая указывает на общие признаки должностного лица, не раскрывая их.
В основу определения понятия должностного лица законом положен функциональный признак — характер и содержание служебной деятельности в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях.
Должностное лицо – это лицо, которое в согласии с предоставленными полномочиями или выполняет распорядительные, организационные функции в государственных органах, в государственных или муниципальных учреждениях, органах местного самоуправления, в военных формированиях или в Вооружённых силах РФ, или временно выполняет обязанности представителя государства.
Должностное лицо занимается такими вопросами: руководство производственной деятельностью работников, трудовым коллективом, планирование работы, организация труда подчиненных, подбор кадров, сохранение трудовой дисциплины и так далее.
Бизнес-Прост.ру создан в помощь малому и среднему бизнесу России и стран СНГ.
На сайте собраны лучшие бизнес идеи, примеры бизнес планов с видео, полные пошаговые руководства по открытию бизнеса с нуля, выбор старого и нового оборудования, ведение ИП, каталог франшиз, образцы шаблонов документов, бланков и форм за 2018 год.
Понятие должностное лицо в законодательстве
Таким образом, как должностные лица несут ответственность и индивидуальные предприниматели, а также руководители и служащие юридических лиц (организаций) независимо от формы собственности, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением в своих структурах управленческих функций Административное право: учебник / Под ред. Л.Л.Попова. М. Юристъ, 2005.
Понятие должностного лица дано в примечании к статье 285 УК РФ: должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Указанный в законе характер выполняемых должностным лицом функций позволяет однозначно определить круг лиц, признаваемых должностными, и исключить из него иных лиц, хотя и занятых на работе (службе) в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, но выполняющих иные, технические функции.
Должностное лицо – представитель власти. функции власти, а следовательно – и характер действий представителя власти, определяется задачами, стоящими перед органом, который он представляет.
Должностные лица и обычные граждане
В административно-правовой сфере должностными лицами считаются как представители государственной власти, так и некоторые обычные работники. Так в чем же отличие между простыми людьми и должностными лицами? Согласно КоАП РФ, в категорию должностных лиц входят граждане, работающие в государственных органах и осуществляющие там ряд функций административно-хозяйственного характера. Сюда же следует отнести физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, — так называемых ИП. Именно здесь возникает немало нареканий и споров.
Можно подумать, что индивидуальные предприниматели далеки от определения КоАП «должностное лицо». Если брать деятельность ИП, а также нарушения в сфере реализации полномочий, то юридическая природа будет напоминать деятельность обычных юр. лиц. Мотивы, характер деяний, состав нарушений — все это указывает на отдаленность ИП от должностных лиц. И это не случайно. В последнее время законодатель действительно стал отходить от отождествления ИП и должностных граждан. Ряд частных случаев показал, что ответственность предпринимателей все чаще стала формироваться с опорой на дела юридических лиц. Простой пример — недавнее примечание к статье 16.1 КоАП РФ. Ответственность ИП отныне относится к категории юр. лиц, но не во всех случаях. Пока что подобное правило действует для статьи 7.34 КоАП о нарушении пользования земельными участками.
Коррупционные правонарушения
Коррупционными правонарушениями являются:
- вымогательство государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей;
- принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей, кроме предусмотренной законодательством оплаты труда;
- предложение или предоставление государственному должностному или приравненному к нему лицу либо иностранному должностному лицу имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей;
- действие или бездействие государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица при исполнении служебных (трудовых) обязанностей в целях незаконного извлечения выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц;
- незаконное использование или умышленное сокрытие имущества, полученного государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом от любой деятельности, указанной в абзацах втором, третьем и пятом;
- принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества (подарков), за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, или получение другой выгоды для себя или для третьих лиц в виде работы, услуги в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей;
- осуществление государственным должностным или приравненным к нему лицом поездки за счет физических и (или) юридических лиц, отношения с которыми входят в вопросы его служебной (трудовой) деятельности, за исключением следующих поездок: служебных командировок; по приглашению супруга (супруги), близких родственников или свойственников; осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или по договоренности между государственными органами Республики Беларусь и органами иностранных государств за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций; осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо коллегиального органа управления для участия в международных и зарубежных научных, спортивных, творческих и иных мероприятиях за счет средств общественных объединений (фондов), в том числе поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельности таких общественных объединений (фондов) по приглашениям и за счет зарубежных партнеров;
- передача государственным должностным лицом физическим лицам, а также негосударственным организациям бюджетных средств или иного имущества, находящегося в государственной собственности либо в собственности организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц, если это не предусмотрено законодательными актами;
- использование государственным должностным лицом в личных и иных внеслужебных интересах предоставленного ему для выполнения государственных функций имущества, находящегося в государственной собственности, если это не предусмотрено актами законодательства;
- использование государственным должностным лицом своих служебных полномочий в целях получения кредита, займа, приобретения ценных бумаг, недвижимого и иного имущества;
- мелкое хищение имущества путем злоупотребления служебными полномочиями.
Кого относят к иностранным должностным лицам
Российская Федерация, как государство светское, имеет множество международных связей. Большое количество российских организаций и компаний в промышленных, сельскохозяйственных и бытовых сферах имеют тесных торговые связи с коллегами из других государств. Точно также представители иностранных компаний могут пользоваться необходимыми услугами в России. Особенно точную информацию требуют предоставлять банки разных уровней.
Итак, к международному публичному должностному лицу относят, прежде всего, президентов и представителей королевских династий, первые лица, которые представляют свою страну на международной арене.
Важными международными игроками являются руководители государственных крупных компаний и корпораций. В их руках сосредоточено управление внушительными ресурсами. А также представители верховной исполнительной власти — судьи, на чье решение нет возможности подать апелляцию, главы религиозных организаций, которые принимают участие в решении государственных, военных или судебных дел.
К перечню публичных должностных лиц также в обязательном порядке относят лидеров политический партий, руководителей банков, высших военных руководителей. Сюда же относят послов и представителей гуманитарных организаций.
Является ли главный бухгалтер предприятия должностным лицом Лига 2009-10-18
Версия для печати
? Является ли главный бухгалтер предприятия должностным лицом?
Бухгалтер&Закон 12.10.2009 – 18.10.2009, № 20 (20)
Действующее законодательство не содержит непосредственного определения термина «должностное лицо».
Согласно п. 2 ст. 8 Закона о бухучете вопросы организации бухгалтерского учета на предприятии относятся к компетенции его собственника (собственников) или уполномоченного органа (должностного лица) в соответствии с законодательством и учредительными документами.
Поэтому ответственность за организацию бухучета и обеспечение фиксирования фактов осуществления всех хозяйственных операций в первичных документах, сохранность обработанных документов, регистров и отчетности в течение установленного срока также несут:
• или собственник (собственники);
• или уполномоченный орган (должностное лицо), осуществляющий руководство предприятием в соответствии с законодательством и учредительными документами.
Для обеспечения ведения бухучета предприятие самостоятельно избирает формы его организации, в частности путем введения в штат предприятия должности бухгалтера или создания бухгалтерской службы во главе с главным бухгалтером (п. 4 ст. 8 Закона о бухучете).
При этом административная ответственность за отсутствие налогового учета, нарушение руководителями и другими должностными лицами предприятий, учреждений, организаций установленного законом порядка ведения налогового учета, установленная ст. 1631 КоАП, влечет за собой наложение штрафов на указанных лиц.
Согласно ст. 2 Закона о госслужбе должностными лицами считаются руководители и заместители руководителей госорганов и их аппарата, другие госслужащие, на которых законами или другими нормативными актами возложено осуществление организационно-распорядительных и консультативно-совещательных функций.
В практике применения терминов, слов и словосочетаний в юриспруденции под должностным лицом понимается особая категория служащих государственных и общественных органов, учреждений, организаций, предприятий, которые занимают постоянно или временно, по назначению, выбору или в другом установленном порядке предусмотренные штатным расписанием должности и полномочны осуществлять юридически значимые действия, направленные на установление, изменение или прекращение правоотношений. Содержание и объем таких действий разные и определяются занимаемой должностью.
Следовательно, в зависимости от возложенных на главного бухгалтера полномочий, направленных на установление, изменение или прекращение правоотношений, а также организационно-распорядительных функций, он либо является должностным лицом предприятия, либо нет – при их отсутствии.
Правовой глоссарий:
1. КоАП – Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.
2. Закон о госслужбе – Закон Украины «О государственной службе» от 16.12.93 г.
Получение взятки
Повышенная общественная опасность получения взятки обусловлена тем, что оно обычно сопряжено с другими преступлениями и является распространенной формой коррупции.
Предметом взятки могут быть деньги, ценные бумаги (государственная облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты), иное имущество (антиквариат, автомашины, мебель, импортная техника, драгоценные металлы) или выгоды имущественного характера (безвозмездное предоставление санаторных путевок, строительных работ, продажа ценной вещи за бесценок). В соответствии со ст. 575 УК РФ допускается дарение подарков стоимостью не более пяти минимальных размеров оплаты труда. Эти стоимостные рамки позволяют отграничить подарок от взятки.
Если предметом взятки является имущество, заведомо добытое преступным путем, содеянное надо квалифицировать по ст. 290 и 175 УК.
Объективная сторона состоит в получении должностным лицом взятки лично или через посредника. Получить взятку — это значит принять ее. Взятка может быть получена без какой бы то ни было маскировки либо в завуалированной форме (получение денег взаймы без отдачи, сберегательной книжки на предъявителя). Получение должностным лицом любых ценностей якобы для передачи их в качестве взятки без намерения сделать это является мошенничеством (п. «в» ч. 2 ст. 159 УК).
Взятка получается за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц. В законе названы альтернативные варианты таких действий (бездействия): а) они входят в служебные полномочия должностного лица (прием на работу, увольнение, перемещение по службе); б) лицо в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию) (быстро получить лицензию, установить телефон); в) общее покровительство по службе (необоснованно продвигает по службе, посылает в загранкомандировки) либо г) попустительство по службе (не обращает внимания на прогулы). Выполнение обусловленного действия (бездействия) лежит за пределами состава преступления.
Лицо получает взятку за совершение (воздержание) определенных действий в пользу взяткодателя или представляемых им лиц: его близкие, друзья, предприятия, чьи интересы он представляет.
Данное преступление имеет формальный состав, оно признается оконченным в момент принятия хотя бы части взятки.
С субъективной стороны получение взятки — умышленное преступление. Лицо совершает его с прямым умыслом. Получение взятки — корыстное преступление.
Субъект преступления — должностное лицо.
Квалифицированный состав получения взятки (ч. 2) предусматривает получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие), т.е. преступления. Фактическое совершение взяткополучателем незаконного действия (бездействия) образует совокупность преступлений. Совершение иных правонарушений подпадает под признаки попустительства.
Квалифицированный состав (ч. 3) образуют деяния, предусмотренные ч. 1 и 2 статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, либо главой органа местного самоуправления (см. примечания 2 и 3 к ст. 285).
Особо квалифицированный состав (ч. 4) образуют деяния, предусмотренные ч. 1,2 и 3 статьи, если они совершены: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Получение взятки группой лиц по предварительному сговору совершается двумя и более должностными лицами, заранее договорившимися о совместном совершении преступления. Входящие в группу недолжностные лица отвечают как соучастники в получении взятки. Промежуток времени между сговором о получении взятки и ее принятием не имеет значения. Для квалификации по признаку получения взятки организованной группой также требуется, чтобы в нее входили хотя бы два должностных лица и она была устойчивой; б) неоднократно, т.е. не менее двух раз, если при этом не истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности. Неоднократным должно быть именно получение взятки, а не дача взятки; в) с вымогательством взятки. Оно возможно в двух формах: лицо прямо требует взятку либо ставит взяткодателя в такие условия, когда тот вынужден дать взятку. Вымогательство взятки должно сопровождаться угрозой совершения действий, могущих причинить ущерб интересам взяткодателя; г) в крупном размере, каковым признается стоимость денег, ценных бумаг или выгод имущественного характера (на момент получения взятки), превышающая триста минимальных размеров оплаты труда (см. примечание к ст. 290).
Особенности должностного лица в административном праве
КоАП закрепляет виды ответственности как для юридических, так и для должностных лиц. В большинстве случае санкции на гражданина возлагаются за неправильное исполнение обязанностей, либо за полное их неисполнение.
Должностные лица могут нести ответственность как в административной сфере, так и в любой другой. В частности, нередким явлением будет назначение гражданину наказания согласно уголовному праву. В законодательстве уголовного типа под должностными лицами понимаются граждане, временно или постоянно реализующие функции представителя власти. Глава 30 Уголовного кодекса РФ целиком посвящена должностным лицам.
КоАП РФ предоставляет куда более широкое и объемное определение. В административном праве субъектом ответственности является лицо, совершившее правонарушение в сфере своих полномочий. Это не только руководители и представители начальствующего состава, но и обычные государственные работники, реализующие административные, хозяйственные и распорядительные функции.
Задачи должностных лиц
Стоит рассмотреть работу должностных лиц по выявлению правонарушений на примере ОВД. Именно эта инстанция реализует большую часть функций в области профилактики и пресечения правонарушений. Происходит рассмотрение дел следующего характера:
- нарушение правил пребывания на государственной границе;
- появление в общественных местах в пьяном виде;
- мелкое хулиганство;
- распитие алкоголя в общественных местах;
- нарушение правил безопасности на дорогах и др.
Власть ОВД затрагивает многие сферы общественной жизни, однако она не беспредельна. Стоит также отметить, что не соответствующие закону действия и бездействия должностного лица могут быть выявлены и осуждены другим должностным лицом.
Сведения о должностных лицах управления собственной безопасности центрального аппарата Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь
Должность | Сотрудник | Адрес | Телефон |
---|---|---|---|
Начальник управления собственной безопасности | Ридецкий Александр Михайлович | г.Минск, ул. Кальварийская, 43-323 | 8 (017) 308-63-23 |
Главные инспекторы управления собственной безопасности | по Брестской области | г. Брест, ул. Гоголя, 75-312 | 8 (0162) 20-72-50 |
по Витебской области | г. Витебск, ул. Гагарина, 12-121 | 8 (0212) 43-24-15 | |
по Гомельской области | г. Гомель, ул. Кожара, 5А-33 | 8 (0232) 58-11-51 | |
по Гродненской области | г. Гродно, ул. Космонавтов, 60-17 | 8 (0152) 75-58-98 | |
по Могилевской области | г. Могилев, ул. Лазаренко, 58а-24 | 8 (0222) 72-20-79 | |
по г. Минску | г. Минск, ул. Фабрициуса, 12-315 | 8 (017) 239-40-46 | |
по Минской области | г. Минск, ул. Кижеватова, 60-7-19 | 8 (017) 372-02-48 |
Подробное определение понятия
- Должностными лицами в статьях уголовного кодекса Российской Федерации (России) считаются лица, временно, постоянно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти или исполняющие административно-хозяйственные, организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления, государственных органах, муниципальных и государственных учреждениях, государственных корпорациях и в Вооруженных Силах Российской Федерации, других воинских формированиях и войсках Российской Федерации.
- Под лицами, которые занимают государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и прочих статьях настоящего Кодекса подразумеваются лица, которые занимают должности, которые устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и федеральными конституционными законами для непосредственного выполнения полномочий государственных органов.
- Под лицами, которые занимают государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и прочих статьях настоящего Кодекса подразумеваются лица, которые занимают должности, устанавливаемые уставами субъектов Российской Федерации или конституциями для непосредственного выполнения полномочий государственных органов.
- Служащие органов местного самоуправления и государственные служащие, которые не относятся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в ситуациях, предусмотренных специально соответствующими статьями.
Приведённое выше определение относится к уголовному праву, в КРФобАП, в примечании к статье 2.4, дают немного отличное и более широкое определение должностного лица:
В настоящем Кодексе под должностным лицом необходимо понимать лицо, временно, постоянно или соответственно со специальными полномочиями производящее функции представителя власти, то есть наделенное в порядке, установленном законом, распорядительными полномочиями по отношению к лицам, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, которое выполняет административно-хозяйственные или организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления, государственных органах, муниципальных и государственных организациях, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других воинских формированиях и войсках Российской Федерации.
Совершившие административные правонарушения в связи с исполнением административно-хозяйственных или организационно-распорядительных функций руководители и другие работники прочих организаций и совершившие административные правонарушения, которые предусмотрены статьями:
- 13.25;
- 14.24;
- 15.17 — 15.22;
- 15.23.1;
- 15.24.1;
- 15.29 — 15.31;
- частью 9 статьи 19.5;
- статьей 19.7.3 настоящего Кодекса;
несут административную ответственность, как должностные лица:
- члены советов директоров (наблюдательных советов);
- исполнительных коллегиальных органов (дирекций, правлений);
- ревизионных комиссий (ревизоры);
- счётных комиссий;
- ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, которые осуществляют полномочия исполнительных единоличных органов прочих организаций.
Лица, которые осуществляют функции члена аукционной, конкурсной, единой или котировочной комиссии, созданной муниципальным или государственным заказчиком, уполномоченным органом, совершившие административные правонарушения, которые предусмотрены статьями 7.29 — 7.32 настоящего Кодекса, несут, как должностные лица, административную ответственность. Лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые совершили административные правонарушения, несут, как должностные лица, административную ответственность, если настоящим Кодексом не установлено другое.
Мы коротко рассмотрели должностное лицо, в частности, в России. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.
На видео: Государственная служба и должности. Ликбез