Система бесплатной юридической помощи: как работает в регионах и почему не все, кому эта помощь положена, ее получают?
Содержание:
- Статья 28. Правовое информирование и правовое просвещение населения
- Книги
- Почему многие отдают предпочтение работе с адвокатами за гонорар
- Обзор документа
- Комментарий к Ст. 48 Конституции Российской Федерации
- Кодекс профессиональной этики
- Порядок назначения государственного защитника
- Информация Министерства юстиции РФ от 9 июня 2020 г. “О совершенствовании деятельности по оказанию бесплатной юридической помощи гражданам”
- Журналы и бланки
- Извлечение из Закона Московской области от 27 июля 2013 г. N 972013-ОЗ О предоставлении бесплатной юридической помощи в Московской области
Статья 28. Правовое информирование и правовое просвещение населения
1. В целях правового информирования и правового просвещения населения федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны размещать в местах, доступных для граждан, в средствах массовой информации, в сети «Интернет» либо доводить до граждан иным способом следующую информацию:
1) порядок и случаи оказания бесплатной юридической помощи;
2) содержание, пределы осуществления, способы реализации и защиты гарантированных законодательством Российской Федерации прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов юридических лиц, содержание обязанностей граждан и юридических лиц и пределы исполнения таких обязанностей;
3) компетенция и порядок деятельности федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им учреждений, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и подведомственных им учреждений, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, полномочия их должностных лиц;
4) правила оказания государственных и муниципальных услуг;
5) основания, условия и порядок обжалования решений и действий государственных органов, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, подведомственных им учреждений и их должностных лиц;
6) порядок совершения гражданами юридически значимых действий и типичные юридические ошибки при совершении таких действий.
2. Обязанности по правовому информированию и правовому просвещению населения, в том числе по правовому информированию граждан, имеющих право на бесплатную юридическую помощь, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут также возлагаться на государственные юридические бюро, адвокатов и нотариусов.
3. Органы местного самоуправления могут осуществлять правовое информирование и правовое просвещение населения в соответствии с муниципальными правовыми актами.
4. Правовое информирование и правовое просвещение населения может осуществляться юридическими клиниками образовательных организаций высшего образования и негосударственными центрами бесплатной юридической помощи.
Книги
Нормативные правовые актыОбщественные и гуманитарные наукиРелигия. Оккультизм. ЭзотерикаОхрана труда, обеспечение безопасностиСанПины, СП, МУ, МР, ГНПодарочные книгиПутешествия. Отдых. Хобби. СпортНаука. Техника. МедицинаКосмосРостехнадзорИскусство. Культура. ФилологияДругоеКниги издательства «Комсомольская правда»Книги в электронном видеКомпьютеры и интернетБукинистическая литератураСНиП, СП, СО,СТО, РД, НП, ПБ, МДК, МДС, ВСНГОСТы, ОСТыЭнциклопедии, справочники, словариДомашний кругДетская литератураУчебный годСборники рецептур блюд для предприятий общественного питанияЭкономическая литератураХудожественная литература
Почему многие отдают предпочтение работе с адвокатами за гонорар
Собственно, ответ на этот вопрос уже дан выше. Можно лишь добавить, что возможность выбора альтернативного варианта, какой бы сферы социальной жизни он ни касался – это всегда хорошо. Клиент в определенных случаях может, имея возможность воспользоваться услугами государственного адвоката, отказаться от него и отдать предпочтение профессионалу, работающему за гонорар. Но бывают ситуации (и их немало), когда бесплатная помощь специалиста в области юриспруденции – единственная возможность защитить себя с правовой точки зрения.
Не следует думать, что помощь бесплатного защитника нужна только в уголовном производстве закоренелым преступникам. Как было указано выше, бесплатными услугами адвоката пользуются определенные законом категории лиц во многих гражданских делах, начиная от взыскания алиментов, заканчивая разделом имущества или земельными вопросами.
Обзор документа
Минюст разместил на regulation.gov.ru для повторного общественного обсуждения проект законодательных поправок, устанавливающий льготы для граждан при оказании им бесплатной юридической помощи.
Граждан предлагается освободить от платы за нотариальное удостоверение доверенности на представление их интересов в судах, органах и организациях при оказании им бесплатной юрпомощи. Расходы нотариусов возместят за счет региональных бюджетов.
Другие изменения направлены на дополнительную социальную защиту детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по оказанию бесплатной юрпомощи при оформлении наследственных прав на недвижимое имущество.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Комментарий к Ст. 48 Конституции Российской Федерации
1. Под квалифицированной юридической помощью подразумевается главным образом адвокатская юридическая помощь. Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 28 января 1997 г. N 2-П, «гарантируя право на получение именно квалифицированной юридической помощи, государство должно, во-первых, обеспечить условия, способствующие подготовке квалифицированных юристов для оказания гражданам различных видов юридической помощи, и, во-вторых, установить с этой целью определенные профессиональные и иные квалификационные требования и критерии».
Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (495) 899-04-17 (Москва и МО)8 (812) 213-46-96 (Санкт-Петербург и ЛО)8 (800) 511-98-59 (Регионы РФ)
Часть 3 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека особо оговаривает гарантии права на юридическое представительство по уголовным делам. Европейский Суд постановил, что «право каждого обвиняемого в совершении уголовного преступления на защиту адвоката, в необходимых случаях назначенного официально, является одной из фундаментальных черт справедливого судебного разбирательства».
Процессуальными правами адвокат наделяется только с момента вступления в гражданское дело. До этого он может оказывать юридическую помощь любому обратившемуся к нему лицу, давая консультации, разъясняя законодательство, составляя документы правового характера. Человек вправе обратиться в любую коллегию адвокатов.
В России действует Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее — Закон об адвокатуре)*(240), пришедший на смену Положению об адвокатуре в РСФСР от 20 ноября 1980 г.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона об адвокатуре, адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.
Адвокатура — это профессиональное сообщество адвокатов, которое, как институт гражданского общества, не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности и принципа равноправия адвокатов.
Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре основывается на Конституции РФ и состоит из Закона об адвокатуре, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с федеральными законами нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность, а также из принимаемых законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Таким образом, диспозиция комментируемой статьи получила законодательную конкретизацию.
2. Под задержанным понимается лицо, в отношении которого органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором применена мера процессуального принуждения на срок не более 48 часов с момента его фактического задержания по подозрению в совершении преступления.
Заключенный под стражу — лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, либо обвиняемый, к которому применена мера пресечения в виде заключения под стражу в следственном изоляторе либо ином месте, определяемом федеральным законом.
Обвиняемый — лицо, в отношении которого выдвинуто утверждение о совершении им деяния, запрещенного уголовным законом.
Свое продолжение комментируемая конституционная норма получила в ст. 49 УПК РФ, согласно которой защитник допускается к участию в уголовном деле с момента фактического задержания лица в качестве подозреваемого в определенных законом случаях, в частности: при применении к лицу заключения под стражу, с момента возбуждения уголовного дела по делам частного обвинения, по всем остальным делам — с момента вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого. В качестве защитников допускаются адвокаты. По определению или постановлению суда в качестве защитника могут быть допущены наряду с адвокатом один из близких родственников обвиняемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый. При производстве у мирового судьи указанное лицо допускается и вместо адвоката.
Кодекс профессиональной этики
Кодекс этики профессиональной направленности адвоката также обязывает самого гражданина, который выступает в качестве юридического лица, а именно адвоката принимать конкретное участие в специальных делах по назначению лично или материально в порядке, который определяется адвокатской палатой субъекта Российской Федерации.
Замечание 6
Так, конференции ежегодного характера адвокатов устанавливают определенную сумму отчислений для адвокатов, которые все таки избрали материальную форму участия в защите по назначению.
После того как было получено согласие совета адвокатской палаты на материальную форму участия конкретного адвоката в защите по назначению, отчисления, которые были ранее отмечены становятся для него обязательными. В ситуации же, если лицо, которое выступает в роли адвоката в последующем решает изменить форму участия в защите по назначению с материальной на личную, то данный юридический помощник обязан сообщить об этом в совет палаты адвокатской направленности.
Когда запрос из судебного органа или же из каких-либо органов правоохранительной деятельности поступает в адвокатское образование, все члены которого являются свободными от личного участия в оказании помощи юридического характера по назначению в связи с соответствующими отчислениями в конкретный фонд палаты адвокатской направленности, то сам руководитель адвокатского образования обязан сразу предупредить об этом совет адвокатской палаты для того чтобы был перераспределен процесс запроса.
Адвокату, который принял участие решив выступить в роли защитника в процессе судебного разбирательства уголовной деятельности по назначению органов дознания, а также органов предварительного следствия или органа судебной власти, выплачивается вознаграждение имеющее дополнительный характер за счет средств адвокатской палаты.
Замечание 7
Что касается количества и порядка данной выплаты вознаграждения, то он устанавливается ежегодно советом адвокатской палаты.
Порядок в котором осуществляется помощь юридического характера, оказанная адвокатами гражданам Российской Федерации и также определенный порядок участия адвокатов выступающих в роли защитников в деле уголовной направленности судебного разбирательства по назначение органов дознания, и, конечно, органов предварительного следствия или судебного органа устанавливается специальными адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации. Основываясь на 44 статье пункте 1 Закона об адвокатуре адвокатская палата должна принять конкретное решение по такому вопросу в специально отведенный срок 20 дней с момента ее регистрации (это означает определить четким порядок в котором будет оказана какая-либо помощь, а также распределить поручения между адвокатскими образованиями и т.п.).
Замечание 8
Возложение на адвокатские палаты отмеченной обязанности направлено на то, чтобы не допустить перерывов в ходе оказания гражданам квалифицированной юридической помощи и исключить случайные срывы деяний следственного характера, и процессов судебного порядка.
С того времени, как были приняты отмеченные решения палата адвокатского характера начинает нести полную ответственность за осуществление помощи юридической направленности, оказываемой по отношению к тем лицам, которые выступают в качестве граждан Российской Федерации на бесплатной основе, и по назначению, а также ее доступности для населения на всей территории данного субъекта Российской Федерации. Данная правовая норма представляется, как еще одна гарантия имеющая дополнительный характер непрерывности оказания гражданам Российской Федерации юридической помощи бесплатно, а также помощи юридического порядка по назначению.
Осуществление палатами адвокатского порядка своих должностных обязанностей имеющих прямое отношение к помощи гражданам, а именно оказания им какой-либо помощи юридической направленности тесно связанной с законами и другими право-нормативными актами субъектов Российской Федерации, определяющими конкретную перечень актов, требующихся для процесса получения лицами Российской Федерации юридической помощи бесплатно, а также порядок предоставления отмеченных актов.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Порядок назначения государственного защитника
Если адвокат, которого приглашал подозреваемый, обвиняемый (или по его просьбе другие лица) не явится в течение 5 суток со дня заявления ходатайства, либо обвиняемый (подозреваемый) не заключил соглашение с защитником, но желает воспользоваться услугами адвоката, также в случаях отказа от защитника, если участие защитника является обязательным в силу закона, следователь, дознаватель или суд обеспечивают участие в деле защитника по назначению, обратившись в адвокатскую коллегию (как правило, в ближайшую) с просьбой к руководителю выделить защитника для следственных действий или для судебного заседания.
Распределяет такие дела между адвокатами глава адвокатской коллегии. При этом его решение обязательно к выполнению. И здесь не имеет значения авторитет (именитость) адвоката или наличие у него большого количества существующих договоров с клиентами в частном порядке (то есть находящихся в работе). Следует отметить, что в настоящее время принято решение об обеспечении участия адвокатов по назначению при помощи Единой автоматизированной системы, но пока данное решение на практике не реализовано, идут подготовительные мероприятия. Прежде, чем приступить к своим обязанностям, так называемый бесплатный защитник уточняет у задержанного, обвиняемого, его близких, не приглашали ли они кого-то еще. Если нет, то следователь или судья дают полномочия защитнику по назначению.
Например, молодого человека обвиняют в распространении наркотиков. Это очень серьезная уголовная статья. В данном случае без защитника просто не обойтись. Но обвиняемый не имеет возможности за свои деньги нанять адвоката и говорит об этом следователю. Соответственно, следователь, руководствуясь описанной выше схемой, предпринимает необходимые меры для обеспечения участия в деле защитника по назначению
Однако в вопросах назначения государственного защитника не все так просто, как это может показаться на первый взгляд. Например, средней руки бизнесмен или руководитель государственного предприятия, которые могут себе позволить нанять в качестве защитника частного профессионала, заявляют об этом представителю органов дознания или следствия. Но иногда адвокату по соглашению трудно сразу вступить в дело по разным причинам (необходимость следователю уложиться в процессуальные сроки задержания, его желание иметь «лояльного», «удобного» защитника, которого знает сам следователь, а не подозреваемый или обвиняемый и т.д. заставляют следователей и дознавателей идти на различные уловки по недопущению к участию в деле избранного адвоката или его исключению из дела).
В итоге для бизнесмена может сложиться парадоксальная ситуация, когда адвокат по соглашению может стоять под дверью отделения полиции, но следователь оформляет материалы, в которых указано, что тот не явился, поэтому на начальной стадии пришлось привлекать адвоката по назначению.
Информация Министерства юстиции РФ от 9 июня 2020 г. “О совершенствовании деятельности по оказанию бесплатной юридической помощи гражданам”
15 июня 2020
Минюстом России на официальном сайте regulation.gov.ru для процедуры повторного общественного обсуждения размещены проекты федеральных законов «О внесении изменений в Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в целях установления льгот для граждан при оказании им бесплатной юридической помощи» и «О внесении изменений в статью 333.38 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в целях установления льгот для граждан при оказании им бесплатной юридической помощи».
Законопроекты доработаны совместно с Федеральной нотариальной палатой в соответствии с поступившими ранее замечаниями и предложениями.
Проекты федеральных законов предусматривают освобождение граждан от платы за нотариальные действия по удостоверению доверенности на представление интересов в судах, государственных и муниципальных органах, организациях при оказании им бесплатной юридической помощи, а также предусматривают порядок компенсации расходов нотариусам из средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Также вносятся изменения, направленные на дополнительную социальную защиту детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по оказанию бесплатной юридической помощи при оформлении наследственных прав на недвижимое имущество.
Принятие предлагаемых изменений будет способствовать повышению эффективности реализации государственных гарантий прав граждан на получение бесплатной юридической помощи, предусмотренных статьей 48 Конституции Российской Федерации.
Журналы и бланки
БухгалтерияОхрана труда и техника безопасностиМЧСКадровая работа: Журналы, бланки, формыЖурналы, бланки, формы документов для органов прокуратуры и суда, минюста, пенитенциарной системыЖурналы, бланки, формы документов МВД РФ, РосгвардииКонструкторская, научно-техническая документацияЛесное хозяйствоПромышленностьГостиницы, общежития, хостелыСвязьЖурналы и бланки по экологииЖурналы и бланки, используемые в торговле, бытовом обслуживанииЖурналы по санитарии, проверкам СЭСЛифтыКомплекты документов и журналовНефтебазыБассейныГазовое хозяйство, газораспределительные системы, ГАЗПРОМЖКХЭксплуатация зданий и сооруженийЖурналы и бланки для нотариусов, юристов, адвокатовЖурналы и бланки для организаций пищевого производства, общепита и пищевых блоковЖурналы и бланки для организаций, занимающихся охраной объектов и частных лицЖурналы и бланки для ФТС РФ (таможни)Журналы для образовательных учрежденийЖурналы и бланки для армии, вооруженных силБанкиГеодезия, геологияГрузоподъемные механизмыДокументы, относящиеся к нескольким отраслямНефтепромысел, нефтепроводыДелопроизводствоЖурналы для медицинских учрежденийАЗС и АЗГСЭлектроустановкиТепловые энергоустановки, котельныеЭнергетикаШахты, рудники, метрополитены, подземные сооруженияТуризмДрагметаллыУчреждения культуры, библиотеки, музеиПсихологияПроверки и контроль госорганами, контролирующими организациямиРаботы с повышенной опасностьюПожарная безопасностьОбложки для журналов и удостоверенийАптекиТранспортРегулирование алкогольного рынкаАвтодороги, дорожное хозяйствоСамокопирующиеся бланкиСельское хозяйство, ветеринарияСкладСнегоплавильные пунктыСтройка, строительствоМетрологияЖурналы для парикмахерских, салонов красоты, маникюрных, педикюрных кабинетовКладбищаКанатные дороги, фуникулерыАрхивыАттракционы
Извлечение из Закона Московской области от 27 июля 2013 г. N 972013-ОЗ О предоставлении бесплатной юридической помощи в Московской области
Статья 4. Категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи
1. Категории граждан, имеющих право на получение всех видов бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, установлены Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 324-ФЗ.
2. Бесплатная юридическая помощь на территории Московской области также оказывается полным кавалерам орденов Славы и (или) Трудовой Славы, Почетным гражданам Московской области.
Статья 5. Случаи оказания бесплатной юридической помощи
1. Случаи оказания гражданам бесплатной юридической помощи участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, а также случаи, в которых бесплатная юридическая помощь не оказывается, установлены Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 324-ФЗ. 2. Бесплатная юридическая помощь на территории Московской области оказывается также в случаях:
1) досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо государственного или муниципального служащего;
2) защиты прав потребителей в части предоставления медицинских услуг;
3) защиты и обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних детей из многодетных семей.
Статья 6. Документы, необходимые для получения гражданами бесплатной юридической помощи
1. Гражданин, имеющий право на получение бесплатной юридической помощи, представляет соответствующему участнику государственной системы бесплатной юридической помощи в Московской области следующие документы:
1) заявление об оказании бесплатной юридической помощи по форме, установленной Уполномоченным органом;
2) паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации;
3) документ, подтверждающий отнесение гражданина к категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи.
2. Участники государственной системы оказания бесплатной юридической помощи в Московской области не вправе требовать от граждан представления документов, необходимых для оказания бесплатной юридической помощи, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в их распоряжении, а также в распоряжении органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.
3. Участники государственной системы оказания бесплатной юридической помощи в Московской области самостоятельно запрашивают сведения, содержащиеся в документах, находящихся в распоряжении органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, если гражданин не представил их по собственной инициативе.
Статья 7. Оказание бесплатной юридической помощи в экстренных случаях гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации
1. В экстренных случаях право на получение бесплатной юридической помощи, помимо категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, указанных в статье 4 настоящего Закона, имеют граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Под экстренным случаем понимается ситуация, возникшая в результате обстоятельств (чрезвычайного происшествия, аварии, катастрофы, террористического акта, опасного природного явления, стихийного или иного бедствия), угрожающих жизни и здоровью человека, повлекших ущерб здоровью человека или значительный материальный ущерб. Под трудной жизненной ситуацией понимается ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и другое), которую он не может преодолеть самостоятельно.