Фас
Содержание:
- Основные полномочия
- Организация
- Антимонопольный комплаенс: что это и зачем он нужен?
- Экономическая концентрация
- Работа структур
- Порядок рассмотрения дел и полномочия
- Судебная практика ФАС
- Другие сделки
- Международное сотрудничество
- Документы для регулирования
- Проверка нарушений
- Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей, подрядных организаций) по 44-ФЗ, 223-ФЗ, 615-ПП
- Совершение сделок с долями/акциями коммерческими компаниями
- Заключение
Основные полномочия
Итак, в перечень основных полномочий, которыми наделена ФАС и все ее сотрудники, включено:
- Сбор информации. Есть доступ ко многим источникам, что позволяет добыть сведения о заказчиках, контрактах, всех комиссиях, существующих при покупке. В этот перечень также входят данные о конкретных службах и органах.
- Регулярные проверки. Проведение сбора информации о компаниях раз в полгода. Позволяет систематически находить нарушения.
- Начало административного дела. Если были выявлены нарушения, то ФАС имеет право возбудить административное дело с его дальнейшей передачей в суд.
- Оформление предписаний. Если были совершены и найдены правонарушения, то есть все полномочия для выписки организации предписания.
- Прямое участие в судебных разбирательствах.
- Рекомендации. Службой оформляются выписки и предложения, которые призваны устранить законодательные проблемы в сфере антимонопольной деятельности.
Список иных полномочий, которые являются вторичным», гораздо шире. Полный перечень находится в основном нормативном акте по ФАС.
О полномочиях смотрите видео:
Организация
Среди структурных подразделений Центрального управления ФАС России:
- Управление по контролю за строительством и природными ресурсами
- Департамент промышленного контроля
- Департамент регулирования электроэнергетики
- Департамент регулирования телекоммуникаций и информационных технологий
- Департамент контроля над финансовыми рынками
- Департамент по контролю за рекламой и недобросовестной конкуренцией
- Управление по контролю за иностранными инвестициями
- Департамент по борьбе с картелями
- Управление по контролю за вооружением армии и флота , военной аппаратурой связи
- и другие
Антимонопольный комплаенс: что это и зачем он нужен?
Представим ситуацию: ваши сотрудники для привлечения внимания клиентов на сайте компании присваивают ей статус «№ 1», указывают на «лучшие цены», «самые выгодные условия» и проч. Все бы ничего, но при отсутствии объективного обоснования подобных заявлений они носят признаки нарушения антимонопольного законодательства (недобросовестная конкуренция), которое в худшем случае влечет за собой штраф до 500 тыс. руб. Причем такие безобидные выражения могут привести не только к материальным, но и репутационным потерям: потребитель критично отнесется к бизнесу, который приукрашивает свои услуги.
Или, допустим, вы активный участник государственных закупок. Ваш тендерный специалист понимает, что проще договориться с конкурентом, разделить закупки, сэкономить время, поберечь нервы и, наконец, больше заработать. Менеджеры компаний активно переписываются на эту тему, подают заявки с одного компьютера, а потом внезапно получают запрос от антимонопольного органа с требованием пояснить, как такая ситуация возникла. Что дальше? Сговор сулит штраф в размере до половины от цены торгов, а при превышении определенного ценового порога – уголовную ответственность. Немногие знают, что для привлечения к ответственности будет достаточно переписки, даже если договоренности не доведены до конца, госконтракт не исполнен, прибыль не получена и т.д.
Приведенные примеры показывают, что нарушения допускают рядовые сотрудники, а ответственность несет компания – отражение выражения «Дьявол кроется в деталях». Избежать подобных ситуаций поможет антимонопольный комплаенс.
Комплаенс представляет собой не только внутренний акт компании, но и грамотно выстроенную систему, которая позволяет его соблюдать. Вы создаете своеобразный маленький антимонопольный орган со своими правилами и законами, направленными на контроль деятельности компании. Комплаенс позволяет избегать «разборок» с госорганами и колоссальных убытков, тратить время и силы на развитие бизнеса, не отвлекаясь на решение внешних проблем.
ФАС также заинтересована во внедрении комплаенс-систем, поскольку правильно выстроенный и функционирующий комплаенс способствует повышению правовой культуры организаций и уменьшает количество нарушений за счет их самоконтроля, а значит, снижает нагрузку на антимонопольные органы и позволяет обеспечить своевременное восстановление нарушенных прав.
Экономическая концентрация
Антимонопольная служба России осуществляет предварительный и последующий надзор за различными видами деятельности хозяйствующих субъектов. В качестве одного из ключевых направлений работы института выступает сфера экономической концентрации. Антимонопольное законодательство не дает четкого определения данной области. В нормативном акте, регламентирующем обеспечение защиты конкуренции на финансовых рынках, приводилась трактовка понятия «концентрация капитала». Она рассматривалась как присоединение, слияние финансовых предприятий, приобретение ими акций/активов/долей в капитале друг друга и третьими лицами. 135-ФЗ определяет экономическую концентрацию как сделки и прочие действия, производство которых влияет на состояние конкуренции. Данная трактовка считается специалистами довольно расплывчатой.
Работа структур
135-ФЗ определяет следующие полномочия надзорных институтов:
- Возбуждение и рассмотрение дел об экономических преступлениях в сфере конкуренции.
- Выдача хозяйствующим субъектам, исполнительным структурам федерального, регионального, местного уровня, а также иным институтам, выполняющим соответствующие надзорные функции, внебюджетным фондам, должностным лицам предписаний, обязательных для выполнения. К примеру, антимонопольный орган может обязать предприятие осуществить перечисление в бюджет дохода, полученного в связи с нарушением нормативных правил. Исполнительной территориальной структуре может быть предписано изменить или отменить правовой акт, не согласующийся с федеральным документом.
- Привлечение в порядке и случаях, определенных в нормативных актах, к ответственности граждан (ИП в том числе), юрлиц, должностных лиц, допустивших нарушения в сфере конкуренции.
- Направлять в суды иски, заявления, связанные с выявленными преступлениями.
- Участвовать в разбирательстве дел, касающихся нарушения/исполнения нормативных предписаний.
- Устанавливать доминирующее положение субъекта хозяйственной деятельности.
- Вести реестр предприятий, доля на рынке определенной продукции которых составляет больше 35%.
Федеральный антимонопольный орган также вправе издавать нормативные акты, давать разъяснения, касающиеся вопросов применения действующих в сфере конкуренции правовых предписаний.
Порядок рассмотрения дел и полномочия
Соответственно с Положением о ФАС России служба наделяется такими главными полномочиями:
- принятие нормативных актов в отношении вопросов, которые относятся к компетенции службы (лишь центральный аппарат);
- проведение контроля за выполнением физическими лицами (включая индивидуальных предпринимателей), некоммерческими и коммерческими организациями, органами государственной власти субъектов РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами в установленной сфере местного самоуправления законодательства, включая рассмотрение дел о законодательных нарушениях, выдача предписаний, которые обязательны для выполнения, проведение внеплановых и плановых проверок, привлечение лиц, которые виновны в нарушении законов, к административной ответственности;
- проведение контроля на товарных рынках экономической концентрации, согласование сделок с долями (акциями) и имуществом коммерческих организаций в ситуациях, которые предусматриваются антимонопольным законодательством;
- проведение изучения товарных рынков и выявление наличия лидирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов на них;
- проведение реестра недобросовестных поставщиков, в который включают данные о подрядчиках (поставщиках), которые уклонились от оформления муниципальных или государственных контрактов по итогам торгов и подрядчиках (поставщиках), контракты с которыми расторгаются в судебном порядке ввиду неисполнения или ненадлежащего исполнения собственных обязательств;
- рассмотрение ходатайств зарубежных инвесторов в отношении согласования сделок с хозяйственными обществами, которые имеют стратегическое значение для того, чтобы обеспечить оборону безопасности государства и страны, или в отношении согласования установления контроля над данными обществами.
Территориальные органы ФАС России возбуждают дела в отношении нарушений законодательства в области собственной компетенции по заявлениям юридических и физических лиц, сообщениям СМИ, материалам правоохранительных органов и по своей инициативе по итогам проверок, которые проведены службой. Дела рассматривают комиссией, которая создаётся для данных целей и состоит из работников антимонопольного органа в числе не меньше трёх человек. Председатель комиссии — это руководитель или заместитель антимонопольного органа. Когда рассматривается дело о кредитных организациях 50% состава комиссии должны быть представители Центробанка РФ. Дела рассматривает комиссия с участием сторон (ответчика и заявителя), которые излагают собственную позицию и дают доказательства для её обоснования, после этого комиссия принимает в отсутствие сторон решение в отношении дела большей частью голосов членов комиссии при помощи открытого голосования. При необходимости получить дополнительные доказательства, привлечь заинтересованных лиц к участию в деле рассмотрение дела могут отложить, а если необходимо, провести экспертизу — приостановлено. По итогам рассмотрения дела производство в отношении дела могут прекратить ввиду отсутствия в действиях, которые рассматриваются комиссией, законодательных нарушений или ответчик нарушил необходимые нормы закона — в данной ситуации ему выдают предписание в отношении прекращении нарушения. Предписание и решение антимонопольного органа можно обжаловать в судебном порядке.
Судебная практика ФАС
За тринадцать лет существования ФАС были рассмотрены сотни тысяч жалоб и проведены десятки тысяч служебных и судебных экспертиз. Ежегодно федеральная антимонопольная служба России публикует доклад о результатах своей работы.
Проведя анализ этих докладов можно составить рейтинг самых громких дел и результативных расследований, которые скажут о качестве работы ФАС.
ООО «Доктор Веб»
В октябре 2009 года было возбуждено уголовное дело в отношении ООО «Доктор Веб». Причинами возбуждения дела стали претензии ФАС к ценовой политики предприятия. Проявилось это в ценовой политики ООО «Доктор Веб», которая, согласно договоров, распространялась даже на товары, которые подлежали перепродаже через третьи лица.
В результате в 2010 году, путем тщательной проведения тщательной работы, ООО «Доктор Веб» выиграл суд и продолжает придерживаться того же ценового направления на свою продукцию.
ЗАО «Русская рыбная компания»
В октябре 2012 года ФАС были вынесены обвинения ЗАО «Русская рыбная компания» в сговоре с несколькими поставщиками однотипного товара (норвежская форель и семга). Целью нарушения закона было устранения прочих поставщиков этого вида товара на российский рынок. Проходило ото путем заключения с прямыми поставщиками дополнительного соглашения, в котором они не имели право в течении пяти лет реализовывать свой товар каким-либо иным предприятиям Российской Федерации.
Однако в суде, предприятие смогло доказать предвзятость специалистов ФАС и дело закончилось победой ЗАО «Русская рыбная компания» в суде.
Администрация МО «Всеволожский муниципальный район»
В январе 2013 года суд Ленинградского УФАС принял правомерными обвинения ФАС в отношении администрации МО «Всеволожский муниципальный район».
Причиной возбуждения судебного делопроизводства стало обвинение в дискриминационных действиях. Местными органами управления были переданы часть полномочий, которые касались отвод земельного участка для захоронения, а так же отслеживание деятельности похоронных услуг в регионе, коммерческой организации, которая была заинтересована в непосредственном участии в этих же процессах. Произошло это потому, что коммерческая организация сама оказывала ритуальные услуги, поэтому захватила управление этой деятельностью в этом регионе только в своих целях.
ОАО «Ленэнерго»
В декабре 2014 года был вынесен приговор ОАО «Ленэнерго», в котором предприятие было признано виновным и обязано было выплатить штраф в размере 1,8 миллиона рублей.
Уголовное дело было заведено на основании многочисленных заявлений простых граждан, которые обратились в ОАО «Ленэнерго» с заявлениями на подключение временнее, однако так и не получили договоров.
Суд признал в действиях предприятия нарушения связанные с бездействие и систематические нарушения принятых на себя договорных обязательств по технологическому присоединению к электрическим сетям в период с 2009 по 2011 год.
Microsoft
В ноябре 2016 года было возбуждено очередное уголовное дело в отношении Microsof. Дело заведено по причинам злоупотребления лидирующей позиции на рынке товаров. Причиной возбуждения дела, стало заявление от компании «Лаборатория Касперского». Microsof сократил период адаптации посторонних антивирусных программ (кроме собственных) с трех месяцев до недели.
Тем самым, так как ответчики являются крупнейшими поставщиками операционных программ в России, это приведет к тому, что на большей части компьютеров, возможно, будет установить только антивирус производства Microsof.
Решения суда по данному делопроизводству ещё не было вынесено.
Как видно из судебной практики, не всегда федеральная антимонопольная служба России принимает верные решения и служит поддержкой честного отечественного бизнеса. Но и положительные результаты, безусловно, присутствуют, поэтому можно сделать вывод, что действующая система не совершенна, однако имеет право на существование.
Другие сделки
В законодательстве определены случаи, когда перед совершением юридически важных действий согласие антимонопольного института не требуется. Вместе с этим нормативный акт обязывает субъектов направить уведомление после заключения соответствующих сделок, если соблюдается комплекс условий:
- Юридически значимые события происходят при участии лиц, входящих в одну группу.
- Перечень субъектов, являющихся сторонами отношений, был представлен любым участником в антимонопольный орган в установленной форме не позже 1 месяца до совершения сделки. К списку при этом должны прилагаться основания, по которым лица входят в соответствующую группу.
- Перечень субъектов на момент совершения сделки не изменился в сравнении с представленным в надзорную инстанцию до события.
Международное сотрудничество
ФАС России сотрудничает с международными организациями и иностранными органами в сфере антимонопольной политики, противодействия недобросовестной конкуренции и государственному регулированию естественных монополий.
Международная деятельность ФАС России включает:
— Вклад в интеграцию российской экономики в мировое экономическое пространство ;
— Выполнение хозяйственных обязательств Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции ФАС России;
— участие в разработке концепции единого европейского экономического пространства;
— Защита интересов России путем участия в профильных международных организациях ;
— Внедрение лучшего зарубежного опыта в российскую практику, повышение квалификации сотрудников ФАС России;
— Подготовка и реализация технической помощи со стороны международных организаций от имени ФАС России.
ФАС России участвует в международных рабочих группах. По его инициативе были созданы 3 группы:
— Рабочая группа по расследованию вопросов ценообразования на рынках нефти и нефтепродуктов и методов их функционирования (Рабочая группа по нефти) — была создана в сотрудничестве с Федеральным антимонопольным ведомством Австрии в 2011 году и закрыта в 2014 году, так как все ее цели были достигнуты. ;
— Международная рабочая группа по исследованию проблем конкуренции на рынке международной связи (роуминга) — создана в 2012 году с целью выполнения Рекомендаций по развитию рынков международной связи в государствах- участниках СНГ, содержащихся в Отчете о состоянии Конкуренция на рынках мобильной связи СНГ;
— Международная рабочая группа по изучению проблем конкуренции в фармацевтическом секторе — была создана в сотрудничестве с Итальянским антимонопольным ведомством в 2012 году; направлена на разработку конкретных предложений по формированию конкурентной среды на фармацевтическом рынке и обеспечению доступности лекарственных средств для потребителей.
ФАС России наладила связи и участвует в работе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) , Межгосударственного совета по антимонопольной политике (МСАП), объединяющего 10 стран СНГ и Украины , Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) , Евразийского Экономический союз (ЕАЭС) , Международная сеть по конкуренции (ICN) , БРИКС , Европейский Союз (на основе Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС, вступившего в силу в 1997 году), Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) , Региональные органы регулирования энергетики Ассоциация (ЭРРА) .
В целях расширения международного сотрудничества в области конкуренции ФАС России ежегодно проводит мероприятие «Российская неделя конкуренции», которое в 2015 году собрало руководителей конкурентных ведомств стран мира и в котором принял участие Владимир Путин.
Документы для регулирования
В качестве основных документов, которые используются как для регулирования деятельности службы, так и для обеспечения ее работы, выступают:
- положение о ФАС № 331 — утверждено правительством РФ
- ФЗ № 135 — регламентирует защиту конкуренции
- постановление правительства РФ № 189
- нормативные акты, что ссылаются на необходимость работы ФАС в конкретных сферах: торговля, реклама, государственные тендеры и т.д.
Данный перечень неполный и содержит в себе лишь основную нормативную базу. Раскрыть его полностью в рамках данной статьи невозможно из-за объема и обязательного индивидуального подхода.
Проверка нарушений
Итак, проверка нарушений подразделяется на два вида:
- Плановая. Они проводятся раз в три года, их график формируют заранее, а ознакомиться с графиком можно на официальном сайте службы.
- Внеплановая. Инициатором начала проверки может быть кто угодно, необходимо любое сообщение о возможных нарушениях. Информация о них может поступить от СМИ, правоохранительных органов или иных физических и юридических лиц.
Справедливо заметить, что четкого графика у внеплановых проверок нет. Вследствие этого они являются лидерами по нахождению различных нарушений. Штрафы, что выписываются в их ходе, распространяются в соответствии с законодательным порядком РФ.
По этапам проверка делится следующим образом:
- Проинформировать организацию о плановой проверке. Оповещение должно быть выслано за три дня до ее начала посредством заказного письма. Информирование в равной степени относится и к внеплановым проверкам, однако здесь сообщить необходимо за сутки до ее начала.
- Отправляется запрос на все требуемые документы. Организация обязана предоставить их в течение 10 дней.
- В случае обнаружения нарушений или подозрения на них сотрудники ФАС являются в компанию лично. Производится осмотр всех помещений, в том числе производственных, и назначаются требуемые экспертизы.
- После проведения всех экспертиз служба формирует акт об их исполнении. Это делается в двух экземплярах, один из которых выдается организации с обязательным проставлением подписи последней. ФАС также обязан прикрепить к акту остальные материалы дела: протоколы, показания и т. д.
- В случае обнаружения нарушений выпускается предписание об их устранении. В случае если таковые имели место неоднократно или их устранение игнорировалось руководством фирмы — служба имеет право возбудить административное дело.
- Возражение со стороны директора компании допускается, но лишь в 15-дневный срок со дня получения документа об обнаружении нарушений.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей, подрядных организаций) по 44-ФЗ, 223-ФЗ, 615-ПП
Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) представляет собой список неблагонадёжных участников закупок. Обязанность по ведению РНП возложена на Федеральную антимонопольную службу.
Целью является пресечение сотрудничества с контрагентами, чья деловая репутация не отвечает требованиям благонадёжности, к тому же неэффективная деятельность способна сорвать планы госструктур, а также предприятий, в деятельности которых участвует государство.
Наличие записи в РНП лишает компанию права на участие в закупочных процедурах.
Порядок ведения реестра регламентируется следующими законодательными документами:
- Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ
- Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ
- Постановление Правительства РФ от 1 июля 2016 года № 615
Условия для внесения записей в РНП следующие:
- оттягиванием исполнителем момента заключения контракта
- контракт был расторгнут по решению суда
- односторонний обусловленный отказ заказчика в связи с выявлением нарушений со стороны исполнителя (только по 44-ФЗ)
Если договор расторгли по соглашению сторон, то данный факт не может являться причиной для включения компании в Реестр.
Внесение записей в РНП осуществляется на основании заявления от заказчика, в котором приведены все обстоятельства неудачного взаимодействия с контрагентом. Уполномоченный орган в течение 10 дней рассматривает заявление и изучает все представленные документы, после чего выносится решение о включении в РНП или отказе.
При внесении записи в РНП указывается следующая информация:
- полное наименование компании с указанием ИНН
- учредители с указанием ИНН
- сроки проведения процедур, в ходе которых было выявлено нарушение
- предмет, стоимость и срок исполнения договорных обязательств
- причины внесения записи, дата расторжения договора (при наличии судебного решения или одностороннего отказа заказчика от сделки)
- дата публикации на сайте
Запись о недобросовестных поставщиках заносится в Реестр сроком на два года, по истечении которого компания будет автоматически из него исключена.
Совершение сделок с долями/акциями коммерческими компаниями
В ст. 28 ФЗ №135 определены случаи, когда предприятия должны получить согласие надзорного института на заключение договоров. Решение необходимо, если совокупная стоимость активов по данным последних балансов лиц, покупающих доли/акции либо имущество, и субъектов, в отношении которых они приобретаются, более 3 млрд р. Антимонопольный орган дает согласие на сделки и в случае, если суммарная прибыль указанных субъектов от реализации продукции за окончившийся календарный год больше 6 млрд р. Но при этом по данным последнего баланса стоимость активов лица, доли/акции/имущество которого приобретается, составляет более 150 млн р. или один из указанных субъектов включен в реестр. Так, с предварительного разрешения покупаются голосующие акции АО, если приобретающее лицо получает право на распоряжение более 25%, если ранее оно не имело такой возможности вообще или его доля составляла меньше 25%. Данное требование не действует в отношении учредителей общества на момент его образования.
Заключение
В соответствии с Докладом об основных направлениях и результатах работы ФАС РФ, представленного в правительство, в качестве стратегической задачи антимонопольной службы выступает обеспечение свободной конкуренции и пресечение монополистической деятельности в пределах единого экономического поля. В соответствии с данной задачей сформулированы ключевые сферы работы института. К ним относят:
- Формирование условий для нормального развития конкуренции в рамках деятельности субъектов хозяйствования, не являющихся естественными монополиями.
- Пресечение и предупреждение негативного влияния структур местного и госуправления на функционирование рынков, уменьшение коррупционных рисков в процессе размещения муниципального и госзаказов.
- Обеспечение равноправного доступа потребителей к услугам, продукции, работам, которые реализуются естественными монополиями.
При ФАС работает Общественный консультативный совет. В него входят представители некоммерческих обществ, объединений предпринимателей. В функции Совета входит мониторинг работы ФАС, выработка рекомендаций по усовершенствованию законодательства и практики предупреждения и пресечения нарушений предписаний. При надзорном институте также работают экспертные группы по отдельным направлениям его функционирования. Руководитель антимонопольной службы – И. Ю. Артемьев.